Про единственный Як-18ТС и его чудесное спасение

История советской авиации имеет массу примеров, когда вполне себе удачные самолеты не попадали в серийное производство и оставались в памяти только на фотографиях. На авиашоу, которое проходило в 2024 году на аэродроме Мочище в Новосибирской области, был представлен единственный построенный и чудом сохранившийся до нашего времени, санитарный вариант самолета Як-18Т, когда-то имевший обозначение Як-18ТС.
В 1971 году ОКБ А. С. Яковлева начало работы по созданию легкого санитарного самолета на базе четырехместного учебного самолета для училищ гражданской авиации Як-18Т. Эта работа была задана постановлением Совета Министров СССР. Согласно заданию, новый самолет должен был перевозить одного больного на носилках в сопровождении одного медработника, либо трех медработников на штатных местах. Планировалось, что Як-18ТС заменит выводившиеся в то время из эксплуатации Як-12.
Для санитарных заданий требовалось уменьшить потребную длину ВПП и посадочную дистанцию. С этой целью на Як-18ТС было кардинально переработано крыло, получившее двухсекционные закрылки вместо посадочного щитка использовавшегося на обычных Як-18Т, также были изменены элероны. Для размещения носилок с больным был значительно переработан салон самолета. Загрузка носилок осуществлялась через люк багажника по левому борту и далее они по специальным направляющим задвигались в кабину. Носилки занимали место правого летчика, пост управления которого был полностью демонтирован.
На Смоленском авиационном заводе в модификацию Як-18ТС был переделан один из самых первых Як-18Т с заводским номером 4200305. В 1974 году его выкатили на Летно-испытательную станцию завода и после облета самолет был направлен для проведения испытаний в ОКБ Яковлева. Машина получила специальную белую окраску с большими красными крестами, а также регистрационный номер СССР-81400.

В ходе испытаний самолет продемонстрировал хорошие характеристики. Испытывали его летчики-испытатели ОКБ Яковлева: Владимир Иванович Лягушкин, Юрий Иванович Митиков, а также будущая женщина-космонавт (в то время — летчик-испытатель ОКБ Яковлева) Светлана Евгеньевна Савицкая.
В 1976 году в Быково были проведены контрольные испытания санитарного Як-18ТС, затем самолет прошел опытную эксплуатацию в двух авиаотрядах МГА СССР. Самолет подтвердил все заложенные в него характеристики и был рекомендован к серийному производству.


А далее сработала плановая экономика. Як-18ТС оказался невостребован МГА СССР именно в специализированном облике. Да и Смоленский завод не горел желанием переделывать производственную оснастку для выпуска санитарной модификации. Ведь в то время из цехов СмАЗ ежемесячно выходило 5-6 новеньких Як-18Т, без промедления отправлявшихся в летные училища для замены выработавших ресурс Як-18А. В результате чего о первоначальных планах производства Як-18ТС в количестве минимум 300 единиц уже никто не вспоминал.
Единственный Як-18ТС СССР-81400 оказался в распоряжении ЛИиДК ОКБ Яковлева в Жуковском. Какое-то время самолет использовался «на подхвате» в различных испытательных программах, а затем он прописался в «калашном ряду» списанных самолетов в Жуковском. Практически на свалке эта машина провела более 10 лет. Затем наступил 1991 год, и самолеты, ранее никому не нужные, стали либо резаться на металл, либо выкупаться частными лицами.
Судьба снова уберегла Як-18ТС от порезки на «иголки». В 1990-е годы самолет был выкуплен частным лицом и восстановлен до летного состояния. К сожалению, в процессе восстановления отличия в кабине самолета и специальное санитарное оборудование были демонтированы. Восстановление самолета удалось провести весьма оперативно — на момент прекращения эксплуатации Як-18ТС не налетал и 500 часов. Машину перебазировали на Дальний Восток, где она влилась в состав авиационно-спортивного клуба «Поиск» Приморского края.

Владельцем уникального самолета стал Герман Иванович Кузьминов. Як-18ТС начал эксплуатироваться с регистрационным номером RA-02604. Спустя пару лет самолет сменил регистрацию и продолжил летать с регистрационным номером 2604К ФЛА РФ. В середине 2000-х годов, он прошел очередной ремонт и продолжил полеты, правда в те годы не всегда было возможно своевременно получить сертификат летной годности (СЛГ), ведь для этого приходилось летать не один раз в Москву. Поэтому неудивительно, что несколько раз фиксировались «партизанские» полеты самолета-ветерана. Примерно в 2009 году самолет получил новый СЛГ, а вместе с ним и новую регистрацию RA-44271. В 2020 году Як-18ТС прошел серьезный ремонт, получил новый козырек фонаря, более характерный для самолетов ОКБ Кондратьева и был перекрашен в схему окраски, в которой продолжает эксплуатироваться и по сей день.


В 2024 году уникальный самолет выполнил перелет для участия во Всероссийском слёте любителей авиации (СЛА-2024) на аэродроме Первушино в Уфе, а затем принял участие в авиационном празднике на аэродроме Мочище. Затем также своим ходом вернулся на базовый аэродром Новороссия в Приморском крае.
Радует, что такие раритетные самолеты продолжают летать и демонстрируются на авиационных праздниках по всей России.
Материал публикуется в рамках сотрудничества с авторским Дзен-каналом «Авиация мира».
Оригинал публикации на Дзене: https://dzen.ru/a/ZsrBnSTlqWx15Ot1