Зачем в России решили возродить программу по выпуску вертолета Ми-34

В течение 2024 года в России активно звучит тема перезапуска серийного производства легкого вертолета Ми-34 в новой версии с разработанным недавно отечественным двигателем ВК-650В (650 л.с). Машину предлагается строить на Казанском вертолетном заводе, о чем сообщалось как уже о принятом решении в июне-июле 2024 года на уровне государственного холдинга «Вертолёты России». 15 октября 2024 года совершил пробный взлет в режиме висения опытный образец машины — Ми-34М1:

На фото: Первый опытный образец модернизированного лёгкого вертолёта Ми-34М1 с турбовальным двигателем ВК-650В. Московская область, 15.10.2024 года. Источник фото: Олег Подкладов, russianplanes.net

Вместе с тем, использование нового двигателя влечет за собой перепроектирование планера вертолета, шасси, рулевого винта, топливной системы. Обещают и новый редуктор для двигателя. В связи с этим, делать оптимистические планы по скорому появлению нового Ми-34 в серийном производстве рано.

Также интересна предстоящая работа с двигателем. Дело в том, что на выпускавшихся фактически опытными сериями в 1986-2011 годах Ми-34 использовались двигатели М-14В26В или М-9ФВ на базе старых советских моторов, они имели мощность 325 и 365 л.с. соответственно. Вертолет весил около 1,45 тонн и развивал достаточно низкую крейсерскую скорость — около 155 км/ч. Реальная дальность полета не превышала 250 км. Появление на Ми-34 силовой установки мощностью 650 л.с. нового поколения позволяет значительно нарастить летно-технические характеристики при росте взлетной массы на 200-300 кг. Если у авиастроителей получится рационально использовать возможности ВК-650В, то получится новый вертолет, лишь внешне напоминающий разработанный на закате СССР Ми-34.

Стоит заметить, что лёгкие вертолеты в России сейчас представлены в основном иностранными машинами и небольшим количеством Ми-2 позднего советского периода. Одно время анонсировался выпуск нового вертолета VRT500 (2018-2019 годы), но эта модель была практически полностью ориентирована на западные комплектующие, что и послужило причиной прекращения по ней работ. Ми-34 имеет все шансы занять эту нишу, а спрос на легкие вертолеты в разных сферах остаётся стабильным: в России нужны учебные машины, частные, медицинские и т.д.

В заключение о советском Ми-34. Его разрабатывали долго, с 1980 года, к лётным испытаниям приступили в «перестройку», опытный экземпляр разбился в 1989 году. Новые испытания пришлись на 1992 год. С 1993 года был дан старт «серийному производству» машины в условиях постсоветского хаоса в экономике и отсутствия нормальных твердых заказов. Если в СССР на Ми-34 строили планы как на массовый учебный легкий вертолет для замены Ми-2, то проамериканский режим Ельцина не интересовали в 1990-х годах какие-либо серьезные производственные проекты. Из этого и вышло, что на заводе «Прогресс» в Приморском крае (там сегодня делают боевые вертолеты Ка-52) произвели всего 22 Ми-34 так называемой установочной партии. Что-то из них взяли российские эксплуатанты, что-то продали за границу. В августе 2011 года на авиасалоне МАКС в Москве показали модификацию Ми-34С1 (НА ФОТО вверху), а в 2012 году объявили о прекращении всех работ по программе производства Ми-34.

Ми-34 в полёте, ориентировочно 2010 год

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: