Сроки производства Ту-214 в Казани продолжают сдвигаться
Мы уже писали о непростой ситуации, сложившейся вокруг организации серийного производства пассажирского самолета Ту-214 на Казанском авиазаводе. Несмотря на наличие достаточно крупного государственного финансирования с 2022 года, предприятие не сдало ни одной новой машины даже к сентябрю 2024 года. На этом фоне «Аэрофлот» отказался от планировавшейся ранее закупки партии Ту-214 и сделал выбор только в пользу МС-21. Но есть и другие перевозчики, которые не только выразили желание, но и подписали предварительные соглашения, на поставку новых «туполевых». Да и государство продолжает поддерживать финансово заказ на как минимум 41 машину, при этом сроки двигаются вправо — на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в начале сентября 2024 года звучали планы на 2027-2032 годы без какой-то конкретики. Есть еще и потенциальный заказ сразу на 100 Ту-214 от авиакомпании «Сибирь» (S7), это хорошая перспектива. А что происходит на самом авиастроительном предприятии, где должны были уже в 2024 году сдавать серийные новые «туполевы»?
Казанский авиазавод загружен заказами на выпуск новых бомбардировщиков Ту-160 («Ту-160М2») и модернизацию Ту-22М3 и Ту-160 первых выпусков в Ту-22М3М и Ту-160М соответственно. В авиаотрасли в связи с этим высказывают мнение, что приоритетность работ по организации полномасштабного производств Ту-214 оказалась пониженной. Но не всё так просто. Не хватает кадров. Есть моменты, связанные с импортозамещением некоторых комплектующих, и банально не хватает мощностей. Неслучайно в Казани строят новый большой цех механообработки, который заработает не раньше 2025 года (по состоянию на сентябрь 2024 года здание готово на 40%) и приобретают в большом количестве новые станки — порядка 120 единиц.
Согласно официальной информации управляющего директора АО «Туполев» Константина Тимофеева, «С вводом в эксплуатацию всех запланированных объектов предприятие существенно сократит сроки по выпуску продукции. В центре механообработки будет размещено более 120 станков. Ещё 15 объектов находятся в разной степени готовности, семь из них уже в активной фазе строительства. Новые помещения и оборудование позволят нам выйти на серийное производство гражданских судов и обеспечить строительство 20 самолётов Ту-214 в год».
К сожалению, год окончания всех вышеуказанных масштабных работ не назван, но можно предполагать, что те самые «20 самолетов в год» мы увидим на уровне 2027 года. Пока обещают выдать первый Ту-214 до конца 2024 года, план на 2025 год – 7 машин, а на 2026 год – 17.
Хочется надеяться, что Казанский авиазавод всё-таки справится с серьезной задачей по организации выпуска пассажирского самолета Ту-214. Машина эта вполне современная, и найдет свое место в России и на зарубежных маршрутах. Но для ее реального серийного производства стоит приложить немало усилий. Ждем положительных новостей от наших авиастроителей.