Как российская желтая пресса утяжелила МС-21 на 6 тонн и сделала ЛМС-901 Байкал в 2 раза дешевле
Сегодня поговорим про «Байкал» и МС-21. Можно даже начать со второго. Суть истории такая: взяли интервью у Дениса Мантурова. Он, как вы помните, сменил должность, и ему сейчас оборонка ближе авиапрома, его маленько порасспрашивали «Ведомости», которые вполне взяли хорошее, годное интервью. Между делом он обмолвился и о том, что будут предлагать вариант МС-21 без одной секции (МС-21-200, про который говорили много, даже в Википедии мифические цифры о заказе оных были).
Вообще это вполне обыденная практика, хоть и имеющая больше минусов чем плюсов. А-320 есть в вариантах А-319 и 321 (а ещё был А-318). Боинг-737-600/700/800/900 точно так же. Из плюсов – монофлот (экипажи и техсостав одинаковые, ремфонд туда же), более высокая дальность (легче самолёт – можно зять больше топлива), возможность создать более маневренный авиапарк. Из минусов – более высокий расход топлива (выше лобовое сопротивление, чем у меньших машин), более высокая стоимость.
То есть, мировая практика, всё в порядке. Не знаю, хорошо это в наших реалиях или нет. Но сова уже натянута, поэтому легко снова наделась на глобус: якобы Мантуров предложил обрезать фюзеляж, так как самолёт перетяжелен на 5,75 тонны и может летать близенько и низенько, а это поможет сохранить характеристики хоть как-то. И понеслось по интернету.
Откуда взялась цифра 5,75 тонн? От «Коммерсанта». Их журналистка Айгуль обнаружила, что на 5,75 тонн выросла максимальная взлётная масса на сайте ОАК. Это нормально – в 2022 году самолёт сертифицировали с ПД-14, его откатали, проверили характеристики и приняли решение, что можно задрать максимальную взлётную массу, чтобы тащить больше и дальше. Издание Ъ подменила понятие взлётной массы на массу пустого самолёта и начало заламывать руки. Хотя из изменений там только крыло композитное, которые бы потяжелело на 6 тонн, только если бы его сделали из чугуния.
Сейчас 5,75 тонн уже приписывают Мантурову, хотя в его интервью вообще не фигурирует эта цифра. Да и сложно сказать – самолёт в окончательном облике только соберут, потом поставят в него салон, а потом уже будут замеры расхода и масс. Да и 5,75 тонн даже если бы и были, то не привели бы к двукратному снижению дальности, грузоподъёмности и высоты полёта. Максимум – увеличили бы требования к ВПП немного. А то в ОАК ещё ничего про самолёт не говорили, только собирают первый импортозамещенный, а «Коммерсантъ» уже измерил и знает всё – сколько расходует и куда и как летит.
Про самолет ЛМС-901 «Байкал» ситуация схожая. Только в последнее время отличается Трутнев, который предлагал передать «Байкал» (по факту закрыть почти готовый Байкал и отдать строить самолёт кому-нибудь другому, возможно, Русавиапрому). Теперь он отмечает, что самолёт подешевел в 2 раза после общения с Президентом России.
Суть в чём. На ВЭФ обозначили стоимость самолёта со всеми наворотами, как хотела авиакомпания «Аврора» в 455 миллионов рублей, вскользь упомянув, что базовая цена по-прежнему 120 миллионов рублей. Ну и пока шлёпать могут только за 455 с нероссийским двигателем Н80 и ещё кучей неимпортозамещенных компонентов.
Далее происходит интервью Трутнева тем же «Ведомостям», где он объявил, что самолёт подешевел до 260 миллионов рублей. Далее по тексту нет указания того, что именно покупатель получает за эту цену. Одинокое только мнение Пантелеева, что это нереально. Но в целом, я с ним соглашусь. УЗГА потратил на «Байкал» немало средств, поэтому самолёт вырос в цене в том числе. 260 миллионов может быть цена базовой комплектации с двигателем ВК-800СМ.
В той же статье Трутнев отмечает, что самолёту для взлёта и посадки необходимо всего 350 метров, а заявлялось 1050 метров. Опять-таки приписывает эти достижения чиновникам. Но радоваться рано. Варианта два. Первый – для взлёта и посадки в идеальных условиях необходимо 350 метров. Но полоса нужна несколько длиннее на случай отказа или решения прекратить полёт. А там и будет 1050 метров.
Второй вариант – взяли таблицу, где прописали взлётную массу и потребность в ВПП. То есть 350 метров хватит, если он потом полетит в соседнюю деревню полупустым. Поэтому к любым заявлениям о ценах и о другом стоит отнестись, как к художественному произведению…
Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.
Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert