Дмитрий Шаров и Алексей Корфидов: ИТ-сфера + кинематограф + инжиниринг
Весной 2018 года две российские компании, «Карфидов Лаб» и CGF, сообщили о создании первого отечественного мимического 3D-сканера Nimble для анимационных и кинематографических проектов. Представляем наших героев – Дмитрий Шаров, руководитель отдела исследований и разработок студии CGF, и Алексей Карфидов, сооснователь «Карфидов Лаб».
Дмитрий Шаров: «Появление отечественных доступных решений может в корне изменить ситуацию в российской киноиндустрии»
– Дмитрий, вы заказчики решений или также и участники процесса их разработки?
– Студия визуальных эффектов CGF работает уже 14 лет – с 2004 года. Основатель студии Александр Горохов на протяжении всего этого времени возглавляет профессиональную команду, задействованную в работе над громкими премьерами российского кино.
В звездной фильмографии студии такие фильмы, как «Движение вверх», самый кассовый фильм за историю отечественного кинематографа, «Время первых» и «Экипаж», за работу над которыми мы получили «Золотых орлов». Также стоит назвать картины «Ночной дозор», «Дневной дозор», франшизу «Елки», «12», «Монгол», «Стиляги», «Кандагар», «Орда», «Хардкор», «Большой». У студии есть опыт работы в голливудских проектах «Аполлон 18», «Особо опасен», «Президент Линкольн: охотник на вампиров».
Для работы над проектами студия CGF активно развивает собственные разработки и технологии: начиная от систем реализации анатомически корректных шерсти, волос, кожи и мускулов и заканчивая такими программно-аппаратными комплексами, как система захвата и переноса мимики человека на 3D-персонаж Nimble и система AR/VR для медиаиндустрии ViewGA. Команда специалистов департамента Research and Development студии работает как над программными, так и аппаратными частями разрабатываемых систем.
– Сколько лет и как создавался проект Nimble?
– Nimble – это первая российская система захвата и переноса мимики человека на 3D-персонажа в реальном времени. Работы над этим проектом начались в феврале 2015 года во время съемок фильма «Напарник», тогда и стартовало пилотное тестирование системы.
С использованием этой разработки мимика народного артиста РФ Сергея Гармаша была перенесена на виртуальный персонаж – «компьютерного» ребенка. Фильм вышел на экраны минувшей осенью – в сентябре.
Далее разработка была продолжена при финансовой поддержке Фонда содействия инновациям. Сейчас Nimble уже используют в нескольких кинопроектах, в том числе в художественном фильме «Конек-горбунок» режиссера Олега Погодина и короткометражной анимационной ленте «Реликты» Аркадия Демченко.
– Какая команда CGF была задействована в создании проекта?
– В первую очередь это Дмитрий Шуров – автор технологии и главный разработчик soft- и hard-частей Nimble, Александр Горохов – генеральный продюсер одной из крупнейших киностудий визуальных эффектов CGF, знающий потребности рынка и имеющий опыт вывода на него технологий, Аина Чиркова – ведущий программист-исследователь, специалист по машинному обучению, Анна Зайченко – продюсер проекта Nimble, специалист по развитию и продвижению.
Стоит отметить, что техническим консультантом выступал Сергей Невшупов – специалист по созданию 3D-персонажей, в портфолио которого работы над созданием персонажей для таких фильмов, как «Аватар», «Властелин колец» (Голлум).
– Корректно ли называть подобные разработки импортозамещающими? Насколько отечественная индустрия кино и анимации готова приобретать такие продукты, как Nimble? В чем уникальность этой разработки?
– Поскольку российских аналогов подобной системы нет, а современные рыночные тренды говорят о появлении и использовании все большего количества сверхреалистичных трехмерных персонажей с автоматической real-time-анимацией, то имеет смысл говорить об импортозамещении.
Согласно аналитическому исследованию Ассоциации анимационного кино от 30 июня 2017 года, в значительной части технологических процессов отечественные анимационные и киностудии вынуждены использовать зарубежные ИТ-решения ввиду отсутствия подобной альтернативы на российском рынке.
Частично или полностью выстраивая свой процесс работы на зарубежном программном обеспечении и технике, в зависимости от задач, стоящих при создании видеоматериала, в России разрабатывают свои закрытые программы на собственной базе студий.
Получается, что сегодня нужных для производства фильмов коммерческих ИТ-решений на рынке нет, а зарубежные аналоги стоят чрезвычайно дорого, ввиду чего их использование российскими студиями становится невозможным. Появление отечественных (альтернативных) доступных решений может в корне изменить ситуацию в российской киноиндустрии.
В разработке системы Nimble мы стараемся сочетать лучшие мировые наработки в области facial motion capture и собственные исследования. В итоге получается продукт, способный конкурировать с мировыми аналогами и имеющий высокий экспортный потенциал.
Разработка уникальна как наличием собственных алгоритмов обработки мимических данных, так и аппаратным обеспечением – шлемом для съемки мимики человека, разработанным компанией «Карфидов Лаб».
Nimble может работать в реальном времени и без маркеров, что расширяет область ее применения. Систему можно использовать в кино, игровой индустрии, VR/AR, ТВ и медиа, медицине, робототехнике.
Алексей Карфидов: «Слова «Сделано в России» должны вызывать уважение, и они будут его вызывать»
– Алексей, вы работаете с разными проектами и отраслями?
– Да, «Карфидов Лаб» – это конструкторское бюро, предприятие, которое работает на рынке уже пять лет. За это время нами реализовано уже более 160 проектов, завершенных на различных стадиях разработки – от эскизно-технического проекта до рабочего проекта и серийного/штучного производства.
– Как соотносятся специализация «промышленный дизайн» и участие в инженерно-технических разработках самих изделий в работе вашей компании?
– В английском языке слово «design» означает разработку. Мы не различаем и не выделяем особо работу над дизайном в части эстетичного облика и отдельно над технической реализацией конструкции. Эти стороны неразрывны: любой наш проект начинается с проработки облика и определения существенных составных частей изделия и заканчивается детальной технической проработкой и собственным опытным производством или сопровождением производства.
– Как была построена ваша работа в проекте Nimble? Можно ли назвать эту разработку импортозамещающей и готовы ли ее приобретать на российском и международном рынках?
– Над конструкцией Nimble мы работали совместно с заказчиком около года. До этого и у нас, и у заказчика имелись некоторые собственные наработки в данной и смежных областях, и эти наработки удалось очень удачно скрестить.
Назвать импортозамещающим проект в целом можно: отечественных аналогов на рынке пока нет. Есть отдельные решения в части подсветки, алгоритмов распознавания, но они не собраны в готовое устройство «под ключ». Но это импортозамещение «с некоторыми оговорками»: например, производство матричных фотоприемников и некоторых видов светодиодов, работающих в узких диапазонах спектра, в России сейчас развито недостаточно.
Правда, стоит отметить, что разработки в этом направлении отечественными предприятиями уже ведутся.
О готовности приобретать: мы сейчас оптимизируем себестоимость, она должна быть наименьшей для конкурентоспособности. Чем более высоких показателей мы достигнем, тем на больший спрос, в том числе экспортный, сможем рассчитывать.
– Вы проектируете электронику и печатные платы. Расскажите об этом направлении подробнее. Есть ли партнеры по данному направлению?
– Мы разрабатываем собственную электронику. Например, конкретно в мимическом сканере Nimble – наш электронный блок подсветки оригинальной разработки.
Электроника – это «мозги» любого прибора, железо не оживет, пока у него они не появятся. Кто-то использует готовые укомплектованные покупные решения, но они не подлежат кастомизации, сложны в доработке, выше в стоимости. К тому же никогда не знаешь, в какой момент они исчезнут с рынка или будут заменены более новыми.
Когда печатные платы разработаны и изготавливаются под заказ (например, в Зеленограде в компании «Резонит»), ты условно зависишь по существу от простейших покупных компонентов, заменить которые при необходимости не представляется чем-то сложным.
– Вы также работаете по направлению 3D-печати…
– Да, 3D-печать в нашей работе используется очень активно по трем технологиям:
- FDM (макеты и некоторые детали под быстрое корпусирование),
- SLA (мастер-модели),
- SLS (корпуса).
– Сегодня в нашей ИТ-сфере и высокотехнологичном секторе расценивают российский ВПК как перспективного партнера. Вы не пробовали сотрудничать с военными? Сейчас они потребляют все больше инновационных разработок…
– В нашей компании выполняли разработки из гражданского сегмента, которые могут быть использованы по различному назначению. Напрямую с ВПК мы работать не можем, так как не имеем аккредитованного военного представительства, лицензий, да и прямых задач, запросов и предложений пока не поступало.
В целом в нашей стране имеется немало примеров успешного взаимодействия частных компаний и компаний при университетах с отечественным ВПК, один из таких примеров – Центр прикладной физики МГТУ им. Баумана, разрабатывающий и изготавливающий высокоточные оптические приборы для отечественных нужд.
Сложности при этом, конечно же, есть, но они преодолимы, главное – понять и проникнуться культурой и подходом к разработке, сертификации и приемке в отрасли. Везде работают такие же люди, как мы с вами, просто у кого-то регламенты жестче и правила строже.
– Алексей, какие специалисты у вас в коллективе? Сколько их, какова специализация?
– У нас работают инженеры-конструкторы различных категорий, промышленные дизайнеры, инженеры-схемотехники. Предприятием руководит своеобразный триумвират – я (сооснователь и генеральный конструктор), Дмитрий Васильев (сооснователь и директор по развитию) и Михаил Васильев (генеральный директор). У каждого из нас свой круг основных задач, наша связка образует синергию. Всего в компании работают 25 человек. Практически все сотрудники по образованию инженеры, в том числе руководящий состав.
– Вы разрабатывали бытовую технику, что для России немного непривычно: существует предубеждение, что это конкуренция с Китаем, и она бессмысленна. Сможете его развеять? Что нужно сделать, чтобы товары с клеймом «made in Russia» заняли серьезное положение на рынке бытовой и другой техники?
– В Китае в последние годы растут стоимость рабочей силы и уровень жизни в целом. Курс китайской валюты привязан к курсу американского доллара. Все это делает весьма высокими и нестабильными затраты. Сильно сказывается языковой барьер, разница в часовых поясах, культурные различия, вероятность нелицензионного копирования.
Эти соображения подталкивают к тому, чтобы развивать производство в России. При этом в некоторых направлениях, например таких, как разработки силиконовых и стальных форм, у китайских производителей опыт значительно больше, чем у русских. Это просто значит, что у них давно пора учиться.
Очень грустно, когда разработанный в России прибор начинают производить практически полностью на китайских фабриках. Нам недостает собственных эффективных производств внутри страны. Молодые предприниматели-новаторы не должны сразу идти в Китай, чтобы производить там и затем ввозить на наш рынок. Нужно развивать собственные производства.
На мой взгляд, этому сейчас в масштабах страны уделяется недостаточно внимания: все заняты сложными задачами более высокого уровня. Вокруг производства выстраивается целая экономическая обвязка – ведь это не только само производство, рабочие места и станки, но и еще целый список сопутствующих сфер: упаковка, материалы, компоненты, транспортировка. Вместе все это одна экономическая модель, комплексно развивающая нашу страну.
Отечественным компаниям уже давно пора перестать стесняться и выдавать себя за иностранные бренды. Слова «Сделано в России» должны вызывать уважение, и онибудут его вызывать. Сдвиги в этом направлении уже происходят, они позитивные, но еще не тектонические. бит
Беседовал Евгений Белкин. Оригинал опубликован в журнале «БИТ», №04 за 2018 год.