Российские ученые работают над 2 крупными проектами по лечению онкозаболеваний
В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) ведутся разработки двух больших проектов по новым методам лечения онкологических заболеваний. Об этом рассказал на сайте организации Антон Попов, доцент кафедры ядерной медицины, научный сотрудник лаборатории бионанофотоники Инженерно-физического института биомедицины МИФИ. По его информации через 2-3 года можно будет перейти к клиническим испытаниям, но есть и сдерживающий фактор — нормативная база, так как речь идет о новом типе препарата на уровне частиц, а не молекул, и необходимо разрешение для его использования. В качестве потенциальной площадки испытаний рассматривается Научный медицинский исследовательский центр онкологии имени Николая Николаевича Блохина – крупнейший онкоцентр России и мира.
Первый проект, над которым работают исследователи в НИЯУ МИФИ, — по протонной терапии. Антон Попов отмечает: «По сравнению с другими видами лучевой терапии протонная хороша тем, что у протонов эффективность их взаимодействия с биологическими тканями сильно зависит от их текущей энергии. Когда исходная энергия протонов заканчивается, они очень быстро отдают все остатки, и возникает так называемый пик Брэгга, который позволяет селективно облучать глубоко лежащие опухоли. Наши частицы, находясь рядом с опухолью, позволяют дополнительно усилить вызванное протонами воздействие на опухоль, что позволяет уменьшить нагрузку на соседние здоровые ткани и одновременно существенно увеличить терапевтический эффект. Эти работы проводятся в рамках проекта ФНТП «Развитие синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры», реализуемого при поддержке Минобрнауки совместно с ФИАН (ведущая организация), ИТЭБ РАН, ИБХ РАН и МРНЦ им. Цыба. Проект идёт уже четвертый год, у нас довольно хорошие результаты «ин виво», сейчас мы сделали большую серию экспериментов на мышах и показали, что этот метод в принципе хорошо работает».
Вторым крупным проектом является нейтрон-захватная терапия. «Смысл почти тот же: мы делаем частицы, которые хорошо поглощают уже не протоны, а нейтроны. Классический материал, который для этого используется — бор-10. Есть известная методика БНЗТ — бор-нейтрон-захватной терапии. У нейтронов, в отличие от протонов, эффективность взаимодействия с биологическими тканями не зависит от их энергии. Они практически постоянно энергию отдают, но штука в том, что сечение взаимодействия с основными атомами, представленными в живых тканях у нейтронов очень низкое, и там нужны как раз атомы, которые хорошо их поглощают. Это бор-10, гадолиний и литий-6. Если просто посветить на организм нейтронами, они почти не взаимодействуют с тканями, они просто пройдут мимо. Но если мы в опухоль добавляем бор-10, то с ним нейтроны будут взаимодействовать. Это позволит локально уничтожить опухоль», — объясняет Антон Попов.
По информации пресс-службы НИЯУ МИФИ