В России завершают восстановление легенды Полярной авиации СССР

Восемь лет тому назад, экспедиция организованная Русским географическим обществом (РГО) смогла вытащить из тундры самолет «Дуглас», по истории которого можно снимать приключенческий фильм. В 2024 году завершается реставрация этой машины в мастерских на аэродроме Мочище в Новосибирской области.

Самолет «Дуглас» C-47DL с номером 42-32892 выпущенный в 1943 году, попал в нашу страну в марте 1943 года. Первым местом его службы стал Перегоночный авиаполк ВВС. Уже через пару месяцев самолет получил регистрационный номер СССР-Н328 и был направлен в Управление Полярной Авиации, где начал полеты в роли ледового разведчика для обеспечения проводки судов на Северном Морском Пути. Известно, что осенью 1943 года полеты на ледовую разведку над Карским морем, на этом «Дугласе» выполнял экипаж известного полярного летчика Титлова. В следующем, 1944 году, самолет летал из Амдермы, выполняя ледовую разведку так же в Карском море. По окончании Великой Отечественной Войны, самолет демобилизовали и направили в Чукотскую авиагруппу полярной авиации. Однако в гражданском небе самолет пролетал всего два года, а история его вынужденной посадки и последовавшие за этим события, стали одной из трагических историй в нашей полярной авиации, хотя большинству из участников той истории, повезло выжить.

Самолет перед первым показом публике на аэродроме Мочище. 2024 год

Итак 22 апреля 1947 года, С-47 взлетел с аэродрома в бухте Кожевникова и взял курс на Хатангу. Конечным пунктом полета должен был стать Красноярск с промежуточными посадками в Хатанге, Дудинке и Туруханске. В состав экипажа входили командир Максим Тюриков, второй пилот Сергей Аношко, бортмеханик Виктор Пискарев и бортрадист Алексей Смирнов.

Максим Тюриков во время учебы.

Командир считался весьма опытным летчиком. Он провел в небе более 15 лет, из них почти 8 летал в полярной авиации. Имел несколько правительственных наград. На борту самолета находились 28 пассажиров, в том числе трое детей и 5 членов экипажа. Перед самым вылетом в число пассажиров были включены расконвоированные заключенные. После взлета самолет, отойдя от аэродрома на достаточно серьезное расстояние, попал в сильный снежный заряд. Экипаж перешел на пилотирование по приборам. Начались перебои в работе одного из двигателей. Вернуться в бухту Кожевникова уже не представлялось возможным. Вдобавок экипаж потерял ориентировку и самолет давно уклонился в сторону от маршрута. Полет практически на одном двигателе продолжался почти 4 часа. За это время «Дуглас» оказался в 180 километрах от населенного пункта Волочанка на Таймыре. Тюриков принял решение выполнить вынужденную посадку в тундре, и она почти удалась. В последний момент одна стойка шасси завязла и самолет встав на нос, опустился обратно на все три стойки шасси. Повреждения были минимальны. Пострадавших при вынужденной посадке не было.

Дуглас Тюрикова в тундре, на месте аварийной посадки. Фото сделано перед началом работ по разборке самолета.

Но вернуться в небо самолет уже не мог. К тому же, еще не было понятно точное место посадки. Это сейчас мы знаем, что самолет находился в 180 км северо западнее Волочанки, в безлюдном и малопосещаемом районе Таймыра. Уклонение от маршрута составило более 280 км. Место посадки было сильно удалено от привычных маршрутов полетов самолетов Полярной Авиации.

Примерная схема полета. Фото из сети Интернет.

Поиски начались практически сразу, но никто не ожидал, что самолет настолько ушел в сторону от запланированного маршрута. Поиски были осложнены характерной для арктической весны плохой погодой. А экипажу и пассажирам пришлось быстро принимать решение о выживании, все продукты собрали в общий котел, хотя это сильно не помогло, запасов было крайне недостаточно. Прямо на обшивке фюзеляжа экипаж вел дневник. «Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 в 00:30 из Кожевникова вылетел самолет и взял курс на Красноярск. В 5 ч 30 минут вынужденная посадка. Жертв нет».

Сохранённые оригинальные надписи пассажиров и экипажа.

Вечером 23 апреля 1947 года дежурный радист Торгашина в аэропорту Волочанка готовилась к сдаче вахты. Закончив формальности, в оставшееся время 19-летняя девушка любила послушать частоты, на которых говорят летчики. И тут в эфире вдруг раздались звуки. Они были беспорядочные и прерывистые, зато чистые — будто передатчик находился недалеко.
Радиста занесла этот факт в журнал радиосвязи. И значительно позже, когда узнала, что пропал самолет, она доложила диспетчеру: тот голос, по-особому певучий, мог принадлежать только радиостанции Тюрикова.

А на борту все пассажиры и экипаж разместились в фюзеляже, для согревания жгли чехлы от самолета и остатки топлива и масла. Для хоть какого то пропитания искали прошлогоднюю морошку…

Спустя 6 дней Тюриков, Смирнов и еще 7 человек, в том числе и заключенные приняли решение уйти за помощью…

26 апреля. «9 человек ушли искать помощь» еще одна запись на борту.

Спустя шесть лет, 23 октября 1953 года, оленевод охотник Филипп Сахатин, где-то в 120 километрах от места падения самолета, в истоках реки Шайтан наткнется на останки командира самолета Максима Тюрикова. Это значило, что группа сбилась с курса и шла в направлении, где не было поселков и стоянок оленеводов… Остальные люди ушедшие с этой группой так и не найдены до сих пор… Многие исследователи считают, что инициаторами ухода от самолета, стала как раз группа заключенных.

Оставшиеся пассажиры и члены экипажа продолжали выживать и надеяться на помощь. Запись на борту 1 мая 1947 года. «Сидим одни. Всё на исходе. Неизвестно что нас ждет. Духом никто не падает, все ждем спасения. Праздник встретим весело»

А руководство полярной авиации уже готовилось сворачивать поиски, никто не верил, что люди смогут более 2 недель выжить в заснеженной тундре, без продуктов и запасов горючего. Узнав об этом решении, жена бортрадиста Смирнова отправила телеграмму в Москву на имя товарища Сталина. Правительственная «Молния» через два часа, обязала усилить поиски дополнительными силами и средствами.

Спустя 19 дней с момента вынужденной посадки, «Дуглас» был обнаружен одним из поисковых самолетов, командиром которого был полярный летчик Федор Шатров. К самолету были десантированы трое парашютистов, которые смогли быстро подготовить площадку для посадки еще одного «Дугласа», который и вывез людей от аварийного самолета.

11 мая на борту появилась еще одна запись, «Мы спасены»!

Сам самолет было принято решение оставить на месте аварийной посадки. Шли годы, а самолет по-прежнему был виден издалека, пролетавшим экипажам вертолетов и самолетов. Спустя 69 лет, было принято решение вывезти исторический борт в Красноярск. В 2016 году началась сложнейшая операция по расстыковке самолета в в полевых условиях и вывоза его для дальнейшей реставрации. В тот год удалось только на внешней подвеске вертолета вывезти фюзеляж «Дугласа», а уже в следующем году по земле — консоли крыла. Первоначально борт разместили на территории автомоечного комплекса в Красноярске.

Вывоз фюзеляжа с места аварийной посадки. Фото РГО.
Дуглас Тюрикова в Красноярске 2020 год.

В декабре 2021 года «Дуглас» был перевезен в реставрационный ангар на аэродроме Мочище, что рядом с Новосибирском. Именно там за три года был произведен огромнейший объем реставрационных работ. Самолет был полностью отдефектован, на нем были убраны все повреждения, переклепаны поврежденные участки, восстановлены рули и элероны. Были проведены работы по двигателям и воздушным винтам и восстановлен салон.

Салон самолета в процессе реставрации.

По окончании реставрационных работ самолет снова разберут и вернут в Красноярский край, в создаваемый Музей освоения русского Севера на острове Молокова в Красноярске.

Очень приятно, что по сути памятник истории Полярной авиации нашей страны будет радовать глаз посетителей и будет представителем Живой Истории.


Материал публикуется в рамках сотрудничества с авторским Дзен-каналом «Авиация мира».

Оригинал публикации на Дзене: https://dzen.ru/a/ZtN6m9vwOCL3xqZH

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: