Как из советского перехватчика Су-15 сделали пятидвигательный самолет Т-58ВД

Одним из ярких событий нашей авиационной истории является создание самолета с коротким взлетом Т-58ВД. Всемирная известность к нему пришла после участия в воздушном параде 1967 года в Домодедово. Это была чисто экспериментальная летающая лаборатория, разработанная в то время, когда в мировой авиации началась «мода» на самолеты с коротким взлетом.
В 1960-х годах в СССР, Франции и Великобритании начались проработки новых машин с коротким взлетом. У нас были построены первые летающие лаборатории на базе самолетов МиГ-21 и МиГ-23. ОКБ Сухого не могло остаться в стороне от рекомендуемого учеными нового направления. Было принято решение построить аналогичный самолет на базе первого опытного Т-58Д-1 (прототип Су-15, выполнявший полеты с 1962 года – прим.ред), после того, как программа испытаний Су-15 была завершена. Тогда же и начали звучать доводы против таких машин: за установку весьма нелегких силовых установок и систем обеспечения их работы приходилось жертвовать боевой нагрузкой и дальностью полета. Но направление получило поддержку в ЦАГИ, и работы шли в весьма быстром темпе. Су-15 доработали, внедрив в фюзеляж подъемные двигатели РД-36-35, которых пришлось поставить целых 3 штуки под наклоном к вертикали, обеспечив их работу на взлете и посадке. Летающая лаборатория получила индекс Т-58ВД.
После доработки самолета, проходившей в Цехе Окончательной Сборки ММЗ «Кулон», машина прошла испытания на наземном стенде. Во время испытаний на территории ОКБ Сухого произошло ЧП: погиб механик лаборатории, который приблизился к носовой части самолета ближе положенного, и его засосало в двигатель… После устранения последствий работы на Т-58ВД возобновились, и самолет начали готовить к перебазированию на территорию аэродрома Раменское для проведения летных испытаний.
Весной 1966 года самолет перевезли на испытательную базу ОКБ Сухого в Жуковском. На самолет был назначен экипаж, в составе летчика-испытателя ОКБ Сухого Е. Соловьева и одного из опытных ведущих инженеров Р. Ярмаркова. Тематика испытательной программы Т-58ВД была направлена на исследования работы подъемных двигателей для перспективного самолета Т-58М, в дальнейшем получившего обозначение Т-6 (ныне знакомого всем как Су-24). Достаточно быстро опытную машину подняли в воздух.
Первый полет состоялся 6 июля 1966 года, он прошел без включения трио РД-36, но уже в конце месяца начались полеты с использованием подъемных силовых установок. До конца года удалось выполнить 37 полетов, 19 рулежек и даже провели пробные испытания на грунтовой ВПП.
Результаты летных испытаний были с одной стороны обнадеживающими: при включенных подъемных двигателях посадочная скорость уменьшалась на 100 км/ч, длина разбега сокращалась с 1170 до 500 метров. Но выявился и целый «букет» проблем. Так, например, на посадке с использованием подъемных двигателей возникал сильный кабрирующий момент, вынуждавший выключать передний РД-36-35.
Горячий выхлоп от подъемных двигателей вызывал коробление обшивки и не позволял использовать подфюзеляжную подвеску. В рамках подготовки к первому полету опытного Т-6-1, также оснащенного ПД, на Т-58ВД несколько вылетов выполнил шеф-пилот ОКБ Сухого В.С Ильюшин.
9 июля 1967 года настал звездный час Т-58ВД. В тот день в Домодедово проводился крупнейший за долгое время воздушный парад. Показ стремительного Т-58ВД и демонстрация его короткого взлета произвели впечатление, а также попали в объективы сотен фотографов. Спустя пару дней кадры с этого парада вышли на первых полосах иностранной авиационной прессы.
Судьба самого самолета на этом практически завершилась. Стало очевидно, что тематика подъемных двигателей во многом тупиковая. Поэтому самолет несколько раз поднялся в небо в 1968-69 годах, а затем был отправлен, как было принято говорить, «к забору». Там машина простояла до 1976 года, когда было принято решение о передаче Т-58ВД в Московский Авиационный Институт в качестве учебного пособия. Самолет расстыковали и перевезли в ангар МАИ, где он, спустя буквально год, был разделан на металлолом, хотя отдельные его узлы использовались в качестве учебных пособий еще пару лет тому назад…
Предлагаем вашему вниманию фотографии Т-58ВД, выполненные на параде в Домодедово в 1967 году одним из известных советских фотографов Борисом Вдовенко, которому удалось показать красоту и стремительность уникального момента нашей авиационной истории.
На фото: Т-58ВД на параде 9 июля 1967 года в Домодедово. Фото: Борис Вдовенко.
Материал публикуется в рамках сотрудничества с авторским Дзен-каналом «Авиация мира».
Оригинал публикации на Дзене: https://dzen.ru/a/ZaLMztGdCU1pUwZg