Кто возьмет первые серийные Ил-114-300 и про испытания Суперджета с российским оборудованием

Вокруг пассажирского самолета Ил-114-300 сложилась своеобразная история с заказами. Авиакомпания «Аврора», когда подписывалась на «Суперджет» и «Байкал», то подумывала и Ил-114 заказать. Им, кстати, нужны. У них «Дэш-8-400» в схожей размерности, они им нашли отличную работу, поэтому Ил-114 вообще бы не помешал. Кстати, кто там говорит, что Ил-114 без грунта никому не нужен, можете посмотреть, куда летают «Дэш-8» на Дальнем Востоке. Из Владивостока в Комсомольск и Николаевск, из Владивостока в тот же Харбин иногда, между Сахалином и Камчаткой с Курилами, вполне себе востребован. Поэтому говорят о ненужности самолёта только паникёры.

Но вернусь в 2022 год. Тогда руководство «Ильюшина» сделало всё, чтобы только контракт не подписывать, даже спецификации отказывались обсуждать. В «Авроре» пожали плечами: в принципе, не очень-то и хотелось. Потом два года в Питере доводили до ума двигатель ТВ7-117СТ-01. Самолёт вернулся к испытаниям, подняли «второй-первый» опытный экземпляр. Заговорили и о стартовом заказчике, так как про самолёт вспомнили, он в программу вписан, и на двигателистов кивать не получится, за самолёт будут спрашивать.

Поэтому первым заказчиком на три машины выступил «Ред Вингс». Контракт подписали на ПМЭФ-2024. «Ред Вингс» входит в «Ростех», как и «Ильюшин», поэтому получится, что самолёт «Ростех» сделает под себя. Но даже в этой ситуации генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь посетовал, что пока всего три самолёта, а рассчитывает он на 8-12 машин в 2027 году.

В 2023 году «Ильюшин» заключил контракты на поставку трёх Ил-114-300 «Полярным авиалиниям» и ещё трёх «Красавиа». Но стартовым заказчиком станут «Реды». Интересно очередь движется. «Ред Вингс» и «Аэрофлот» могут быть везде первыми.


В истории с «Суперджетом» много промежуточных этапов, и каждый из которых по своему важен. Да, борт с ПД-8 пока не полетел. Но 11 июня состоялся первый из сертификационных полётов импортозамещенного самолёта Суперджет-100.

Самолет пилотировал экипаж в составе командира воздушного судна, летчика-испытателя Вадима Широких, летчика-испытателя Леонида Чикунова, летчика-испытателя, эксперта сертификационного центра Михаила Трубникова, ведущего инженера по летным испытаниям ВС, бортового оператора Дениса Велижанина и ведущего инженера по летным испытаниям ВС, бортового оператора, эксперта сертификационного центра Геворга Мацакяна.

Продолжительность полета составила 2,5 часа, он прошел штатно, было выполнено 15 испытательных режимов, отказов в работе оборудования зафиксировано не было. Для ускорения программы первый опытный образец самолета выполняет полеты на франко-российских двигателях SaM146, еще два опытных образца присоединятся к испытаниям, когда к полетам будет допущен двигатель ПД-8.

Всего до конца 2025 года будет выполнено около 200 полётов. Так как в каждом из полётов будут производиться испытания различных систем, то не обязательно терять время и ждать ПД-8. Как и часть полётов по сертификации МС-21 производилась на самолётах с двигателями «Пратт-Уитни». Авионика, ВСУ, кондиционирование, гидравлика, стойки шасси, тормоза, стекла, двери, туалеты, модификации по планеру, множество систем можно начать испытывать уже сейчас, не дожидаясь ПД-8. Да, двигатель очень важно, но это не повод не начать летать проверять все остальное.

Я уже ожидаю критику «без ПД-8 не считается». Но, слава Богу, что ОАК работает не для критиков, а для ускоренного ввода самолёта в эксплуатацию. Это позволит немного сэкономить время, раз уж сроки поехали вправо. Неудачи будут, будет и много изменений и задержек. Но без этого никак. Цель одна – полёты. А работа идёт.

Кстати, полёт проходил на высоте до 12 км со скоростью до 900 км/ч. Первый сертификационный полёт прошёл успешно. Впервые импортозамещенный Суперджет (но со старой маршевой силовой установкой) произвел полёт почти год назад – в августе 2023 года. Потом его доводили до ума, а в декабре он стал летать высоко и далеко. В апреле его заводские испытания завершились и самолёт перегнали в Жуковский.

Между тем, первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Денис Мантуров сказал пару слов о том, что сейчас дискуссии по имени самолёта не закончены. Однако уже есть преобладающие варианты, которые будут озвучены.

Можно, я скажу своё мнение по переименованию ещё раз? Мне совершенно не нравится Суперджет, как название. Но имена придумывают чаще всего люди, которые хотят лизнуть и прогнуться в том числе таким способом. А у самых больших начальников, которые когда-то были на их месте, полностью атрофировалось чувство вкуса. Поэтому и имеем, когда два современных и красивых самолёта имеют безвкусные названия. Уж лучше бы «Иркутами» назвали, хотя тоже такое себе. Можно было попробовать всенародное голосование в интернете объявить с конкурсом на лучшее имя. Маскотов придумали уже для ОАК в конце концов. Авиапром должен шагать в массы, люди должны получать информацию от ОАК, а не от «Ъ» («Коммерсантъ» — прим.ред), в словах которого правда есть, но всё извращено убогими оценками, и потом рядовые пассажиры боятся летать без оснований для этого. А люди бы сами придумали неплохое имя.


Об автореСпециалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

Фото: ОАК

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: