Как используются элементы искусственного интеллекта на российском электротранспорте

За последние годы технологии в российском общественном транспорте продвинулись далеко вперед. В этом убедились жители многих городов России, где идет обновление городского транспорта. Место для контролера, «на остановке остановите», бумажные билеты – все это уходит в прошлое. А в будущее «шагают» мобильные приложения, USВ-розетки и даже искусственный интеллект. Изучим, как обстоят дела с умными технологиями на российском электротранспорте.

ИИ нам ездить и жить помогает

Общественный транспорт играет ключевую роль в обеспечении мобильности городского населения. Его эффективная работа не только обеспечивает комфорт и удобство для пассажиров, но и является важным фактором стимулирования экономического роста. Однако, чтобы обеспечить максимальную эффективность и безопасность движения, необходимы новые технологии. В этом контексте искусственный интеллект становится неотъемлемой частью развития городского транспорта.

Когда мы говорим об ИИ в транспорте, первыми на ум приходят беспилотники, но ими все не ограничивается. Умные системы диспетчеризации и автоматизации, системы контроля состояния водителя, предсказания дорожной ситуации и времени прибытия на остановку — все это лишь часть функций, которые может выполнять ИИ.

Интеграция ИИ в общественный транспорт, в частности, в электротранспорт, открывает новые перспективы. Совместное использование высоких технологий и искусственного интеллекта при производстве трамваев, троллейбусов и электробусов позволяет создать более безопасную и комфортную среду для пассажиров. Автономные системы контроля и управления делают транспорт адаптивным к изменяющимся условиям дорожного движения, а также ориентированным на потребности пассажиров.

Важно отметить, что развитие и внедрение ИИ является одним из приоритетных направлений федерального проекта «Искусственный интеллект» в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». А в феврале 2024 года была обновлена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, что подтверждает важность этого направления.

Люблю тебя, ИИ творенье

Санкт-Петербург первым среди российских городов начал массово использовать элементы искусственного интеллекта в электротранспорте. Здесь в 2022 году в рамках промышленной эксплуатации запущены трамваи с системой активной помощи водителю (элементами автопилота), оснащенные Cognitive Tram Pilot. Российский разработчик и производитель «ПК Транспортные системы» устанавливает систему с элементами искусственного интеллекта на несколько серийных моделей трамваев: 71-923М «Богатырь М», 71-931М «Витязь М» и 71-932 «Невский».

Применение искусственного интеллекта в управлении трамваями позволяет достичь нескольких важных результатов. Во-первых, это повышение безопасности – по статистике за 2023 год число падений пассажиров при торможении трамвайного вагона автопилотом снизилось на 98%. Во-вторых, система обеспечивает более равномерный транспортный поток на линиях, что помогает минимизировать заторы и сокращает время ожидания для пассажиров на 5-10%. В-третьих, новая система контроля скоростного режима способствует бережному обращению с рельсовой инфраструктурой, что в свою очередь продлевает срок ее службы и экономит бюджетные средства на ремонт.

«ПК Транспортные системы» разрабатывает и производит трамвай «Невский», который эксперты компании называют «флагманом российского трамваестроения». Это первый российский серийный трехсекционный низкопольный трамвай двустороннего движения – то есть вагон можно эксплуатировать в режиме челнока на линиях, где нет разворотных колец. А еще он оснащен функцией автопилота. В нештатных ситуациях система оповещает водителя, а если реакции не последовало, то торможение осуществляется автоматически. Датчики, установленные в кабине водителя, контролируют его действия. Также если водитель засыпает, курит или разговаривает по телефону, система реагирует сигналами или оповещениями.

Скоро ИИ случится

 Москва тоже активно движется в направлении внедрения беспилотных трамваев. В мае 2024 года первый беспилотный трамвай уже выехал на улицы столицы: пока еще в тестовом режиме, без пассажиров, но с водителем в кабине.  На следующем этапе управление движением передадут ИИ, но водитель по-прежнему будет страховать компьютерного коллегу. До конца 2025 года столичный Дептранс планирует запустить уже полностью беспилотный трамвай для пассажирских перевозок. Трамвай будет «видеть» пешеходов, собак и кошек и останавливаться, если они окажутся на путях. Системы помогут предсказывать поведение автомобилей и людей и принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и эффективности движения.

Электробусы также могли бы стать беспилотными в скором времени. Умная «начинка» у них есть уже сейчас, например, у электробуса «Генерал» производства «ПК Транспортные системы». В 2023 году его впервые показали на транспортных выставках, а затем он прошел тест-драйв в нескольких российских городах.

Впервые в мире в «Генерале» используется технологии комбинированного восполнения заряда тяговых батарей: это его главная «фишка». Но еще одной инновацией стала система «Антисон», работающая на основе компьютерного зрения. Эта система непрерывно отслеживает состояние и поведение водителя, предотвращая возможные ДТП. Путем анализа множества параметров, включая мимику и физиологические особенности водителя, она способна обнаруживать признаки усталости или отвлеченности водителя и предупреждать его сигналами об опасности.

ИИ must go on

По данным за 2023 год, при торможении человеком в салоне санкт-петербургских трамваев упало 68 человек, при торможении ИИ — один. Также отмечают снижение сходов вагонов с путей, поскольку автопилот контролирует скорость на опасных участках. По оценке экспертов, использование ИИ в перспективе обеспечит сохранность рельсовой инфраструктуры на 30-40% и экономию бюджетных средств на ремонт вагонов до 15%.

С большой долей вероятности технологии ИИ будут использоваться все чаще. Согласно Национальной стратегии развития искусственного интеллекта,  к 2030 году количество выпускников с ИИ-образованием составит 15,5 тысячи человек в год – в пять раз больше, чем сейчас. При этом уровень доверия граждан к искусственному интеллекту должен вырасти с 55 до 80%.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: