Запланировано производство 130 новых маневровых электровозов ЭМКА2
Новый маневровый контактно-аккумуляторный 4-осный локомотив ЭМКА2 российской разработки (Трансмашхолдинг) в 2022-2023 годах успешно прошел все испытания, в 2024-м — получил сертификат соответствия Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на пять лет и готовится к запуску в серийное производство. С 2025 года запланировано производство 130 таких электровозов нового поколения — план по выпуску рассчитан на 6 лет. Разберем, чем интересен локомотив в нашем материале.
ЭМКА2 более чем на 90% состоит из отечественных компонентов, имеет общую платформу и кабину с новым российским маневровым тепловозом ТЭМ23 (см. наш материал https://tehnoomsk.ru/archives/6034), который также сертифицирован и запускается в серийное производство. Новый электровоз представляет собой серьезный шаг вперед в технологическом плане для отечественного локомотивостроения.
Манеровый ЭМКА2 получил асинхронный тяговый электропривод с возможностью работы как от контактной сети постоянного тока 3 кВ, так и от бортовой литий-ионной аккумуляторной батареи в режиме автономного хода. АКБ заряжается при движении от контактной сети и от системы электродинамического торможения.
Тяговый накопитель создали в России (компания «Литэко»), его характеристики позволяют локомотиву с поездом массой 2000 тонн проехать до 20 километров на аккумуляторной тяге. Без нагрузки ЭМКА2 может проехать без контактной сети вообще до 100 километров. В накопителе используются литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LFP) со сроком службы не менее 5 лет.
Другая российская разработка для ЭМКА2 — тяговый преобразователь, совмещающий в себе функции тягового преобразователя, преобразователя собственных нужд и зарядно-разрядного устройства тягового накопителя.
Про еще один новый важный отечественный компонент конструкции нового электровоза мы также писали ранее. Это ДТА-125 — асинхронный тяговый электродвигатель, максимально унифицированный с запущенным в серийное производство ДТА-200Т (см. наш материал -https://tehnoomsk.ru/archives/7846) для тепловоза ТЭМ23.
Экономическая выгода нового электровоза ЭМКА2 разработчиками приводится в сравнении с «классическими» маневровыми тепловозами — затраты на топливно-энергетические ресурсы в 4-6 раз ниже. Из других плюсов: нет выборосов и громкого шума. Стоит также обратить внимание на богатый выбор режимов работы нового локомотива: тяга от контактной сети, тяга от накопителя, выбег, рекуперация электроэнергии в сеть, рекуперация в накопитель, тяга одновременно с зарядкой и зарядка на стоянке. Конструкторы предусмотрели интеграцию систем автоматического управления «Автомашинист» и бортовой предиктивной диагностики. Кстати, у ЭМКА2 — модульная конструкция: на раме находятся модули пневматического оборудования, кабины машиниста, аппаратного, вспомогательного, тягового накопителя энергии и локомотивного преобразователя.
В заключение немного о характеристиках самого электровоза. Он рассчитан на срок службы 40 лет, имеет конструкционную скорость до 90 км/ч (рабочие скорости ЭМКА2 с вагонами — от сети около 11 км/ч, от АКБ — около 7 км/ч). Локомотив рассчитан на работу с поездами массой до 2000 тонн.
Фото: Трансмашхолдинг