Сорванный план по выпуску Ту-214 откорректировали в соответствии с реальной ситуацией

Срыв ранее поставленного перед Казанским авиационным заводом имени Горбунова государством плана по налаживанию серийного выпуска пассажирских самолетов Ту-214 привел к корректировке сроков и объемов производства в сторону снижения на 2024 и 2025 годы. По информации государственного портала правовых актов, в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 04.05.2024 № 1102-р  приведены новые параметры по программе Ту-214. Так, в 2024 году завод в Казани должен выпустить всего 1 самолет, в 2025 году — 4, в 2026 году — 7, а в 2027 году — 17. Далее предприятию придется работать еще ритмичнее и в 2028-2030 годах строить по 28 Ту-214 в год.

Вместе с тем, в том же документе остались достаточно странные цифры по 2022-2023 годам, когда в Казани по факту не выпустили ни одного нового пассажирского самолета: указано по одной машине на 2022 и 2023 год соответственно. Очевидно, что в любом случае с авиазавода никто ответственность за огромные выделенные средства из госбюджета на реализацию программы не снимал, и все оплаченные воздушные суда придется выпустить, пусть даже со сбоями в сроках и объемах. Красиво уйти от обещанного, как это уже делали в 2000-х, больше не получится.

Кстати, вспомним немного о том самом периоде, когда Ту-214 впервые попытались начать выпускать серийно строить в Казани. Тогда после пронесшегося по стране разгрома авиационной отрасли в 1990-х многим казалось, что 10 самолетов в год это фантастический показатель. Формально в серийном производстве сразу на 2 заводах («Авиастар» в Ульяновске и «КАПО имени Горбунова» в Казани) находились Ту-204 и Ту-214. Оживление экономики в начале 2000-х позволило начать их активно продвигать на рынок.

Но тогда на рынке был избыток еще не замученных Ту-154М (плюс уже лоббировался ввоз в страну старой иностранной авиатехники), а продуманных государственных мер по поддержке своих перевозчиков в покупке новых самолетов не было. В итоге суммарный выпуск Ту-204/Ту-214 колебался в пределах 2-6 машин в год с «рекордным» 2008 годом, когда заводы выдали вместе 10 машин, но уже со следующего года началось снижение. Последним более-менее положительным стал 2011 год, когда было выпущено всего 6 Ту-204/Ту-214. Дальше начался период «иномарок», когда большинство потенциальных покупателей было переориентировано на американские и европейские самолеты, производство Ту-204 закончилось, а Ту-214 продолжили в среднем по 1-2 машины в год выпускать в Казани для правительственного авиаотряда и силовых структур.

То есть когда в 2022 году начался серьезный разговор о выходе на большое серийное производство самолета Ту-214 и были выделены крупные финансы для его организации на Казанском авиазаводе никто не мог гарантировать, что всё пойдет по плану. Однако, от обещанного государству уже никуда не деться, и возможно, что без «классического» репрессивного ускорения проекта не обойдутся. Завод, который в последние годы активно поддерживает руководство Татарстана, подписался под выпуском 113-115 самолетов данной модели (разночтения в версиях госпрограммы несерьезные) до 2030 года включительно, и так называемая «корректировка вправо» для предприятия несет только рост сложности поставленной задачи.

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: