В России возобновлено полноценное серийное производство танковых двигателей ГТД-1250
Еще одна интересная новость, о которой стало известно 19 апреля 2024 года во время визита министра обороны Сергея Шойгу на омский танковый завод (Омсктрансмаш), — на российском машиностроительном предприятии «Калужский двигатель» (Калуга) возобновлено полномасштабное производство газотурбинных двигателей ГТД-1250 для основного боевого танка Т-80БВМ.
В Омске с 2022 года постоянно растут объемы производства (глубокой модернизации) Т-80БВМ по государственному оборонному заказу, количество отгруженных заказчику машин измеряется уже сотнями. Осенью 2023 года впервые за много лет стала рассматриваться возможность полноценного запуска производства танков на Омсктрансмаше «с нуля» (сейчас используются старые корпуса с баз хранения, которые превращают в полноценные современные танки — см. материал https://tehnoomsk.ru/archives/9476). Теперь с полноформатным запуском в серию ГТД-1250 для оснащения Т-80БВМ остается нерешенной только одна задача — по сборке корпусов танков в Омске. Если это произойдет, то омский танковый завод вернет себе статус второго полноценного производства танков после Нижнего Тагила.
Вместе с тем, Омсктрансмаш входит в состав «Уралвагонзавода», и подобная ситуация несет за собой определенную конкуренцию внутри одной структуры. Если бы омский завод был выделен из активов в УВЗ и подчинен Ростеху напрямую (сейчас УВЗ находится в ГК Ростех, а Омсктрансмаш — в состав УВЗ), то это могло бы пойти на пользу всей отрасли танкостроения. Сегодня в российском танкостроении нет соревновательной составляющей между конструкторскими бюро, и наблюдается многолетняя стагнация в части разработки новых танков. Появление двух центров разработки и производства внутри одной госкорпорации Ростех позволило бы ускорить развитие инженерно-конструкторской мысли и производства. Остается надеяться, что рано или поздно это поймут в управленческих структурах нашей страны, и мы получим новый рывок в теме создания танков, как это произошло на рубеже 1980-90-х годов, когда в СССР существовали сразу 4 центра разработки и производства ОБТ — Ленинград, Харьков, Нижний Тагил и Омск. Сегодня остался один полнофункциональный — в Нижнем Тагиле и всё ещё способный вернуть себе свои позиции, утраченные в 1990-2000-х годах, — в Омске.