Вспоминаем Як-141: Еще один отечественный самолет, обогнавший время

9 марта 1987 года был выполнен первый полет без привязи, на первом отечественном сверхзвуковом самолете вертикального взлета и посадки Як-141, а на тот момент Як-41М. Самолет с бортовым номером 75, а заводским обозначением «Изделие 48-2» пилотировал летчик-испытатель ОКБ Яковлева Андрей Александрович Синицын (на фото).

 

Лётчик-испытатель Андрей Синицын у Як-141 борт 75. Фото из архива ОКБ Яковлева.
Як-141 борт 48. Первый построенный Як-141. Фото ПАО ОАК Яковлев

Полет прошел успешно, ведь на испытаниях на стендах и привязи уже достаточно давно работал Як-41 с бортовым номером 48, он же «Изделие 48-1». Машина была прорывной для своего времени и примерно на 15 лет опережала перспективные проработки сверхзвуковых СВВП, которые на тот момент только начинались в США. История Як-41 началась как создание более совершенного самолета, чем его предшественник Як-38.

Опыт эксплуатации Як-38 был обобщен и проектировавшийся новый Як, должен был иметь значительно улучшенные летные характеристики, надежность и возможность применения значительно большей номенклатуры вооружения, чем 38 машина. По воспоминаниям Андрея Синицына, подготовка к освоению и испытаниям Як-141 началась примерно в конце 1984 года. Тогда первый опытный самолет еще даже и не существовал в металле. В 1987 году удалось выполнить всего несколько полетов, которые поставили вопрос о доработке подъёмно-маршевого двигателя и заставили экстренно доработать верхнюю створку подъёмных двигателей, которая просто оторвалась в первом полете с вертикальной посадкой. Летчику удалось посадить самолет. Затем испытания пришлось приостановить, по планам на 3 месяца, для доработки силовой установки, а по факту почти на два года. Настолько сильно пришлось изменить конструкцию подьемно — маршевого двигателя.

Всего было построено 3 самолета Як-41М. Изделие 48-1 борт 48, работало на наземных стендах и на нем изучались вопросы поведения исходящих газов из сопел двигателей. Вторым экземпляром и первым полетевшим Як-141, стало Изделие 48-2 борт 75. На нем проводились испытания по определению летных характеристик самолета, устойчивости и управляемости. Так же именно борт 75 впервые выполнил посадку на корабль. Третьим построенным Як-141 стало Изделие 48-3 борт 77, предназначавшийся для проведения испытаний комплекса вооружения и полностью соответствовавший серийному облику. На Саратовском Авиационном Заводе было подготовлено оборудование для серийного производства нового Яка и даже были заложены еще два самолета, один из которых должен был стать первым двухместным Як-41УБ, макет кабины которого, хранившийся в ОКБ Яковлева, ныне находится на территории МФЮА в Москве. После возобновления летных испытаний, оба летных экземпляра начали активно летать. Был даже выполнен полет на сверхзвуке, подтвердивший заложенные данные самолета.

Як-141 борт 75 в начале испытаний. Фото из архива ОКБ Яковлева

Звездным часом Як-141 стала программа установления мировых рекордов, которая была выполнена в апреле 1991 года. 12 апреля 1991 года летчиком-испытателем Андреем Синициным на самолете Як-141 борт 75 были установлены 3 мировых рекорда:

  • 12.04.1991 Время подъема на 3 км с 1 т груза 62,41 с
  • 12.04.1991 Время подъема на 6 км с 1 т груза 74,37 с
  • 12.04.1991 Время подъема на 9 км с 1 т груза 89,09 с

Всего на самолете с бортовым номером 75, за три летных дня, было установлено 12 мировых рекордов! Часть из них не побита и до настоящего времени. Все было готово к внедрению самолета в серию, но 5 октября 1991 года самолет с бортовым номером 77 потерпел аварию на палубе ТАКР «Баку» (тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4 — прим.ред.) при выполнении вертикальной посадки из за ошибки летчика Якимова и несогласованных действий руководителя посадки. Самолет получил значительные повреждения и стал непригоден для продолжения испытаний. Впоследствии он был внешне восстановлен с использованием деталей от первого Як-41 и планера для статических испытаний и передан в центральный музей ВВС в подмосковном Монино. Эта авария произошла крайне не вовремя и во многом стала причиной прекращения программы Як-141.

Борт 75 еще успел принять участие в Мосаэрошоу-92 и статической экспозиции МАКС-93 и МАКС-95. В дальнейшем этот самый комплектный Як-141, был передан в Музей Задорожного где и находится сейчас.

Як-141 в спешно нанесенном камуфляже и бортовым номером 141 в Фарнборо
Кабина Як-141 борт 75

Проект Як-43. Реклaмный проспект ОКБ Яковлева 1992 год.

Программа Як-141 дала значительный толчок в развитии перспективных самолетов вертикального взлета и посадки. Уже был в разработке значительно более совершенный Як-43, который и сейчас был бы весьма актуальным, но тогдашнему руководству России, советникам президента и премьера РФ из США, этот проект был прямо как кость в горле…

Лётчик-испытатель Андрей Синицын спустя 30 лет после завершения полетов на Як-141.

Материал публикуется в рамках сотрудничества с авторским Дзен-каналом «Авиация мира». Оригинал публикации на Дзене: https://dzen.ru/a/ZezDphDJVCtyQcRq
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: