Каким будет новый российский многоразовый космический корабль
На «Королёвских чтениях-2024» в Московском государственном техническом университете имени Баумана в презентации генерального конструктора РКК «Энергия» Владимира Соловьева была предложена концептуальная модель нового отечественного многоразового космического корабля. Проект был обозначен как «Конфигурация космоплана для транспортно-технического обслуживания российской орбитальной станции». Что из себя представляет проект перспективного российского многоразового корабля?
Это будет относительно компактный летательный аппарат с композитным планером типа «несущий корпус» с отклоняемым V-образным стреловидным крылом. Выведение на орбиту будет осуществляться при помощи ракеты-носителя среднего класса. На слайде показано размещение космоплана вместо верхней части ракеты-носителя «Ангара-А5» (схожа с предлагавшейся компоновкой отмененного в начале 1990-х годов проекта французского многоразового корабля «Гермес»). Новый российский корабль в пилотируемом варианте будет рассчитан на доставку на орбиту/орбитальную станцию 4 космонавтов и 300 кг груза, в беспилотном – 800 кг груза. Посадка предполагается в самолетном режиме на аэродром. Корабль планируется оснастить ракетным двигателем РД-0109 или его аналогом тягой 5 тс.
Авторы проекта говорят о ряде преимуществ перспективного многоразового корабля. Это увеличение районов посадки и возможность замены аэродрома для посадки почти на всех участках пуска – за счет дальности бокового маневра 1500-1700 км. Космоплан имеет возможность двукратно проходить над любой точкой Земли за счет изменения наклона орбиты. Многоразовое использование дает определенное снижение расходов на каждый его пуск. Спуск с орбиты «по-самолетному» позволяет серьезно уменьшить перегрузки, воздействующие на экипаж, – на максимуме они составят всего до 1,5 единиц.
Вместе с тем, есть и определенный критический момент в создании данной перспективной машины. Он связан с неясными сроками ее создания и вопросом стоимости разработки, испытаний и запуска в производство. Об этом пока информации в российских специализированных СМИ и блогах не публиковалось.