ЯМЗ-770: Новый тяжелый русский дизель готовится к производству
Впервые показанный осенью 2023 года перспективный российский дизельный двигатель ЯМЗ-770 Ярославского моторного завода «Автодизель» находится на испытаниях. Выпуск первых его партий начнется в 2024 году, полноценное серийное производство – в 2025 году. Что представляет из себя этот силовой агрегат?
Согласно информации завода-разработчика, ЯМЗ-770 это современный полностью российский 12,4-литровый рядный (L-образный) 6-цилиндровый дизель с воспламенением от сжатия (степень сжатия от 17,5 до 20) с непосредственным впрыском. В конструкции использована система подачи топлива аккумуляторного типа с давлением впрыска до 2200 бар с микропроцессорным управлением. Мотор относится к экологическим классам Евро-5/Евро-6, для этого внедрена система очистки отработавших газов SCR. В разработке находится целое семейство вариантов ЯМЗ-770 мощностью от 360 до 620 л.с. и крутящим моментом от 2200 до 2550 Нм. Все варианты имеют блок и головку цилиндров из чугуна. Цилиндр двигателя имеет размеры 130х156 мм. Поршни могут быть как алюминиевыми (в модификациях со степенью сжатия 17,5 и мощностью от 360 до 550 л.с.), так и стальными (в модификациях со степенью сжатия 20 и мощностью 550-620 л.с.). Также сообщается, что ЯМЗ-770 спроектирован без коробки переключения передач и сцепления. Масса двигателя составляет около 1 тонны. Сфера его применения – разнообразная спецтехника, тракторы, строительные машины, дизель-генераторные установки.
Стоит отметить, что у ЯМЗ-770 есть военный «собрат» ЯМЗ-780, информация о создании которого появилась значительно раньше – еще в 2016 году (см. наш материал https://tehnoomsk.ru/archives/1928). Официальный сайт завода в Ярославле относит оба силовых агрегата к одной категории, напрямую называя их модификациями одного дизеля.