Техника из Омска, которая более 10 лет ждет серийного производства

Омский танковый завод (Омсктрансмаш) известен не только своими танками Т-80БВМ и тяжелыми огнеметными системами ТОС-1А. За более чем 80 лет работы с нашими военными здесь создано немало интересных образцов специальной техники. В силу того, что предприятие с 2007 года находится в составе «Уралвагонзавода» (Нижний Тагил), современные разработки омских танкостроителей не всегда пробиваются к конечному потребителю. Не будем душой кривить: уральцам омичи как конкуренты не нужны, и они делают всё, чтобы некогда реально составлявшее им конкуренцию предприятие ВПК, не обрело прежней самостоятельности. В итоге остаются небольшие ниши, где Омсктрансмашу дают что-то творить (например, специальная пожарная машина СПМ – см. наш материал https://tehnoomsk.ru/archives/9219), а что-то побольше оставляют уже не для омичей. Так, например, в 2023 году  минуло 10 лет как омский завод передал на снабжение Вооруженных сил России 4 разные оригинальные и нужные машины, которые уже давно могли бы радовать наших военных, в том числе на спецоперации, если бы выпускались серийно, но они так и остались единичными полнофункциональными образцами. Что это за техника?

Начнем с ПТС-4. Да, именно машина четвертого поколения, которая должна была прийти на смену изношенному и практически закончившемуся парку советских ПТС-2 и ПТС-3, производство которых умерло вместе с Украинской ССР. Плавающий гусеничный транспортер ПТС-4 был создан на Омсектрансмаше в 2009-2011 годах, в его 33-тонной конструкции использованы фрикционы, 840-сильный дизельный двигатель и коробка танка Т-72, а гусеницы и торсионы танка Т-80. Универсальная амфибия отлично показала себя на многочисленных испытаниях, перевозя по суше грузы до 12 тонн со скоростью до 60 км/ч и до 18 тонн по воде со скоростью до 15 км/ч. Транспортер легко может перевезти через реку или озеро артиллерийское орудие, боевую машину пехоты, военный автомобиль, личный состав и другие грузы. После 2013 года, когда ПТС-4 был продемонстрирован на выставке «УралЭкспоАрмс» машину благополучно забыли. При этом в Российской армии новой техники аналогичного назначения и характеристик так и не появилось. Омсктрансмаш попытался выдать гражданскую версию ПТС-4 под названием ПТС-ПС, снабдив машину комфортабельной кабиной (см. наш материал — https://tehnoomsk.ru/archives/4099). И эта машина при отличных характеристиках уже не первый год ждет покупателей из наших госструктур. Странно, но в серийном производстве ни ПТС-4, ни ПТС-ПС не появились и в 2023 году.

ПТС-4, фото 2013 года
ПТС-ПС, гражданская амфибия на базе ПТС-4, фото 2017 года

Второй образец, который так и не дождался пока своего часа — мостоукладчик танковый универсальный МТУ-90М. Его разработали в 2009 году и также успешно и многократно испытали. Бронированную машину создали на базе серийного танка Т-90С. Она предназначена для устройства однопролетных мостовых переходов для преодоления танками и другой техникой в ходе боя рвов, каналов, узких рек и других препятствий шириной до 19 м. Мост раскладывается полностью всего за 3 минуты в любое время суток, при любой погоде в условиях химического и радиационного заражения. В общем, еще одна очень нужная в армии вещь. Причем это уже второй заход на тему со стороны Омсктрансмаша: в 1990-х завод сделал МТУ-90, который также за 3 минуты раскладывал еще более крупный мост длиной до 24 метров. В девяностых машина оказалась не нужна, потому что ельцинскому проамериканскому режиму не нужна была своя техника вообще. Почему не пошел в серию следующий МТУ-90М? Наверное, уже Сердюков виноват. Что помешало запустить в серию после 2013 года? Ответа нет.

МТУ-90
МТУ-90М

Также нет объяснения несостоявшегося запуска в серию таких машин из Омска как ММК (мостовой механизированный комплекс) и ПДП (переправочно-десантный паром). Первый нужен для мостовых переходов с высокой пропускной способностью колесной и гусеничной техники через препятствия шириной до 40 метров. Второй перевозит через водные преграды танки, артиллерийские орудия, боевые машины пехоты и другую военную технику массой до 60 тонн – см. наш материал 2018 года: https://tehnoomsk.ru/archives/3154

ПДП
ММК

В этой публикации не ставится задача представить историю 4 описанных образцов спецтехники из Омска как некий заговор против разработок местного завода. Но в условиях, когда российские военные героически сражаются в специальной военной операции уже 2 года, и на фронте требуется любая техника, наличие таких вот разработок в единичных экземплярах, которые при желании можно и нужно выпускать хотя бы небольшими серийными партиями, вызывает слишком много вопросов. Тем более, что это не просто какие-то «оригинальные самоделки», а машины, унифицированные с серийной отечественной военной техникой, то есть их освоение в производстве и обслуживание в войсках не вызовут лишних проблем.

Впрочем, кто знает, как всё закрутится еще в нашем ВПК, когда начнут разбирать итоги СВО и зазвучат реальные мнения тех военных, что были на передовой…

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: