Показан проект МиГ-УТС: А куда исчез СР-10?

Государственная Объединенная авиастроительная корпорация 26 декабря 2023 года сообщила о ведущейся инициативной разработке нового легкого реактивного учебно-тренировочного самолета МиГ-УТС для замены вырабатывающего свой ресурс парка L-39. В большом материале, опубликованном корпорацией под заголовком «МиГ» обучения», всё логично объясняется: нужен легкий самолет между начальными нереактивными (УТС-800, Як-152) и «продвинутыми» реактивными двухдвигательными учебными машинами (Як-130). Старая, проверенная временем, концепция. Как раз в этой нише сегодня добивается накопленный еще в конце СССР парк УТС L-39 чешского производства с советскими двигателями АИ-25.

Дальше МиГовцы вспоминают про свой давно позабытый МиГ-АТ, потом снова говорят, что опыт остался, затем объясняют, что новый проект МиГ-УТС это будет как раз полная и современная замена L-39. Из главных плюсов нового проекта приводится использование освоенного в России в серийном производстве двигателя АИ-222-25: два таких стоят на Як-130, а на МиГ-УТС будет использоваться один.

Ну и характеристики (проектные) для перспективного учебно-тренировочного самолета называют следующие: масса пустого в пределах 3500 кг, с нагрузкой – 4560 кг, длина 11,65 м, размах крыла – 10 м, высота – 4,07 м, плюс возможность нести нагрузку до 1 тонны (при желании сразу вариант легкого штурмовика можно создать). Для всех интересующихся – картинка с ТТХ L-39 и МиГ-УТС.

При формировании облика кабины пилотов разработчики ориентируются опять же на свои прежние наработки по проекту МиГ-АТ и добавляют, что установят в машину проверенные и уже используемые катапультируемые кресла К-93.

Материал сопровождается красивыми компьютерными иллюстрациями облика перспективного самолета. Хороший проект, не правда ли?

Перейдем от прожектов к реальности. Для начала главный вопрос: сколько лет уйдет на появление нового МиГ-УТС в первом опытном летном образце и его первые испытания? Как минимум несколько. Самолета «в железе» нет. То есть какая-то компьютерная модель имеется, но нужны годы на ее доведение до реальной учебно-боевой машины, а она нужна уже вчера. Предположим, что МиГ-УТС, используя все виды господдержки и ускорения разработчиков, удастся довести до выпуска первой опытной партии. На дворе будет 2030 год. С учетом скорости выпуска таких машин на наших предприятиях, более-менее насытить ими летные училища можно будет не раньше 2035 года. Это реальные сроки на сегодняшний день. К этому моменту все L-39 развалятся от старости…

Теперь вспомним про легкий реактивный учебно-тренировочный самолет, который уже разработан в России и прошел успешно программу 3-летних летных испытаний в 2016-2019 годах и должен был пойти в серийное производство в 2021 году на Смоленском авиационном заводе. Это СР-10. «Техносфера. Россия» писала про него неоднократно.

Главное отличие от красивых проектов больших фирм – его сделали частники, уже потратив годы труда и пройдя все трудности начального периода. Причем сделали настолько классно, что машиной заинтересовались наши военные и всерьез стали говорить о ее подготовке к серийному производству. Вот что писал в конце 2022 года российский сайт Mashnews: «С 2016 по 2019 год были проведены испытания СР-10 и пилотажно-навигационного комплекса, разработанного в КБ «Деталь» (г. Каменск-Уральский) специально для этого самолёта, экипажем в составе ведущего лётчика-испытателя КБ Кабанова и лётчика-испытателя Смоленского авиационного завода Королёва. «Мы испытали СР-10 практически на всех режимах, дошли до штопора, особых претензий к машине не было. Для профессионалов могу добавить, что при угле атаки 38 градусов и положения рукоятки управления двигателя (РУД) «максимал» самолёт шёл в горизонте без потери скорости и высоты на приборной скорости 150 км/ч. Такие параметры подходят даже под сверхманёвренность. И самое главное — для нашего самолёта есть не только двигатель АЛ-55, который проходит государственные испытания, но и пилотажно-навигационный комплекс российской разработки. С самолётом и его возможностями был ознакомлен заместитель начальника Краснодарского лётного училища по лётной подготовке, который высоко оценил эту машину«, — рассказывает лётчик Королёв. Чтобы запустить СР-10 в серийное производство и обеспечить лётные училища России отечественными учебно-тренировочными самолётами, не хватает лишь управленческого решения за год подготовить СР-10 к серии…» Конец цитаты.

Оппоненты СР-10, имена-фамилии которых нигде не звучат, проект остановили. Просто машина отлетала испытания и встала на прикол. Дальше тему банально «забыли» на фоне пандемии и начала СВО. А вот уже в декабре 2023 года у нас появился новый МиГ-УТС. В виде компьютерной модели…

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: