Немирный атом: История про первый атомный крейсер СССР

1950-е годы были временем настоящей технической революции в двух самых мощных странах послевоенного мира – СССР и США. Конкуренция двух сверхдержав достигла пика в ядерных технологиях: мир будущего американцы и русские видели в широком распространении атомной энергии. Один за другим появлялись проекты, которые довольно быстро воплощались в реальности. Например, первая атомная подлодка была построена в США в 1952-1954 годах, а уже в 1958 году советская субмарина с ядерным реактором вышла в море, параллельно страны начали разработку надводных атомных боевых кораблей. Здесь фортуна явно была на стороне американцев, которые вырвались вперед, построив в 1957-59 годах первый атомный крейсер «Лонг Бич» (CGN-9 «Long Beach»). В СССР разработка своего атомного крейсера в это время велась, им должен был стать корабль проекта 63. Причем в отличие от американцев, по сути экспериментировавших с единичным кораблем, советские кораблестроители и военные замахнулись на серию из 7 атомных крейсеров…

Первый советский атомный крейсер был спроектирован в ЦКБ №17 (сегодня это Невское ПКБ) к 1958 году. Годом ранее в НИИ №8 (сегодня НИКИЭТ имени Доллежаля) приступили к созданию ядерной энергетической установки для будущего корабля, которая должна была обеспечить ему скорость полного хода 32 узла. Крейсер проекта 63 вырисовывался схожий по водоизмещению с американским атомным первенцем – порядка 16000 тонн, да и длина была немаленькой 225 метров. Было и еще одно ответвление советской разработки, которое могло стать дополнением серии кораблей – атомный крейсер противовоздушной обороны проекта 81.

По вооружению. Крейсер проекта 63 предполагалось оснастить 18-24 крылатыми ракетами с ядерной боевой частью. Рассматривались следующие типы КР: П-6, П-40, П-20. Так, ракета П-20 ОКБ Ильюшина имела длину 21 метр, стартовую массу до 30 тонн, дальность полета до 3000 км и скорость до 3200 км/ч. Точность была невысокой (отклонение 0,5 км с астрокоррекцией и до 10 км без нее), но компенсировалась большой мощностью ядерного заряда – 3 мегатонны. Выбор склонялся в пользу П-6 с более скромными характеристиками (дальность 400 км, скорость до 2000 км/ч), зато более удобными для размещения на корабле.

Защищать крейсер должны были палубные ЗРК М-1 с дальностью 14 км и запасом 128 ракет, являвшиеся морской версией зенитно-ракетного комплекса С-125. Дополнительно в состав вооружения проекта 63 были включены 4 сдвоенные 76-мм артиллерийские установки и два реактивных бомбомета. Также на борту должен был появиться противолодочный вертолет Ка-25ПЛ.

Версия «крейсера ПВО» должна была получить ЗРК М-3 с максимальной дальностью до 55 км. В ходе проектирования и обсуждения концептуальных вариантов решили, что отдельного 81-го проекта не будет, но ЗРК М-3 с 44 ракетами боезапаса появится в составе вооружения крейсера проекта 63 в дополнение к М-1. Бронирование корабля предполагалось, несмотря на распространенное в те годы предубеждение, что новые противокорабельные ракеты пробьют любую броню: борт — 80 мм, палуба — 30 мм. В итоге для своего времени корабль получался достаточно хорошо вооруженным и даже защищенным.

Строительство головного атомного крейсера проекта 63 должен был выполнить нынешний Балтийский завод (в те годы «завод №189») к 1961 году. В 1962-1965 годах планировалось построить остальные корабли на заводах №189 и №144. Но большой, набиравший обороты, механизм разработки совершенно нового надводного корабля для нашего флота и вооружения для него был остановлен административным решением. В марте 1959 года все работы по первому советскому атомному крейсеру были свернуты. Почему?

Конечно, без деструктивной роли помешанного на ракетах тогдашнего руководителя СССР Хрущева не обошлось. Этот малообразованный популист сделал в свое время немало для уничтожения созданной в послевоенные годы мощи сталинской Советской армии. И проект 63 вместе тоже «закопал» Хрущев соответствующим постановлением Совмина СССР. Вместе с тем, постройка целой серии атомных крейсеров «с нуля» имела свои очевидные сложности, и оптимистичность изначально звучавших планов про «7 кораблей» до 1965 года была просто фантастической. Если бы не вмешался бы личностный фактор неприязни Хрущева к флоту, то возможно как раз к указанной для всей серии конечной дате в ВМФ СССР поступило бы не более 2-3 таких инновационных крейсеров, которые пришлось бы учиться эксплуатировать, устранять выявленные проблемы и вносить доработки и т.д. С другой стороны у нас опыт эксплуатации атомных крейсеров появился бы значительно раньше, чем это было в реальности – с появлением кораблей проекта 1144 (см. наш материал https://tehnoomsk.ru/archives/7599).

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: