Где создают лучшие в мире комбайны?

В октябре 2023 года мне выпал уникальный шанс – побывать на Ростсельмашекрупнейшем в России предприятии, выпускающем комбайны и трактора для сельского хозяйства. Причем не просто побывать, а в сопровождении сотрудников завода проехать по его территории, зайти в несколько крупнейших цехов и даже прокатиться на новом тракторе, ожидающем своей отправки покупателю. Мою поездку и экскурсию организовали специалисты пресс-службы Ростсельмаша, благодаря которым я открыл для себя предприятие, с которым раньше был знаком только по его продукции на выставках и в новостях российской технической сферы.

Ростсельмаш находится в Ростове-на-Дону, миллионном городе, который отличается своеобразной атмосферой и застройкой. Про город как-нибудь напишу отдельно, а завод это, конечно, огромное предприятие, полностью загруженное заказами, с конвейера которого постоянно сходят тысячи новых сельхозмашин. Мало того, здесь строят еще одно предприятие – которое целиком будет ориентировано на выпуск тракторов и специальной техники. Новые производственные площади обещают ввести в строй уже в 2024 году. Поэтому при таких объемах для Ростова-на-Дону Ростсельмаш это один из важнейших объектов промышленности, как находящийся неподалеку Ростовский вертолетный завод, выпускающий знаменитые Ми-28 и Ми-26 (летали над нашими головами, пока я знакомился со сборкой комбайнов, очень крутой фон!).

История Ростсельмаша началась во времена советской индустриализации, когда 21 июля 1929 года здесь начали выпускать вначале простую сельхозтехнику (конные плуги, сеялки), а затем быстро перешли на более технологичную – с 1932 года стартовал выпуск прицепных зерноуборочных комбайнов отечественной разработки. В течение буквально нескольких лет комбайны Ростсельмаша стали одними из лучших в мире, в 1937 году серийный комбайн «Сталинец-1» получил гран-при престижной всемирной выставки в Париже, а в 1940 году здесь уже собрали 50000 комбайнов.

Сталинец-1, первый комбайн Ростсельмаш
Автор материала около прицепного комбайна «Сталинец-6».

Набранный высокий темп развития прервала война – гитлеровская армия захватывала Ростов-на-Дону дважды, в 1941 и в 1942 годах. Ростсельмаш был серьезно разрушен, многие сотрудники ушли на фронт и отдали свои жизни за свободу нашей страны. После того, как фашистов окончательно выбили из города в 1943 году, завод начал восстанавливаться, но вначале выпускал продукцию для Красной армии. Затем снова вернулся к своей специализации – производству сельхозтехники, и в 1946 году был собран новый комбайн «Сталинец-6», который быстро запустили в серию.

В 1956 году начался выпуск РСМ-8, разработанного в Ростове-на-Дону. Все комбайны, которые выпускал Ростсельмаш до 1950-х годов были прицепными (несамоходными) и работали в связке с тракторами, а привычный нам сегодня тип самоходного комбайна занял место на конвейере в 1958 году. Он носил название СК-3 и был разработан в соседнем Таганроге. Дальше были СК-4 (1962 год), а в 1973 году появилась легендарная «Нива», ставшая своеобразным символом советского сельхозмашиностроения – ее выпускали в очень больших объемах и в нескольких модификациях.

Самоходные комбайны СК-3 и СК-4

Легендарная «Нива», ее объемы выпуска били все рекорды!

В середине 1980-х годов Ростсельмаш перешел на следующий технологический этап – началась сборка комбайнов «Дон». К этому времени завод с момента основания выпустил уже более 2 миллионов (!) комбайнов. Кстати, для тех, кто думает, наивно начитавшись антисоветских книжек, что наша техника в то время ни на что не годилась, такой вот факт: наши комбайны в 1980-х продавались успешно не только в разных странах мира, но и даже на территории США, их покупали и любили местные фермеры.

Комбайн «Дон» — флагманская машина Ростсельмаша 1980-х годов

Дальше были сложнейшие 1990-е, приведшие к тому, что завод в разы сократил объемы производства, потерял значительное количество рабочих и инженеров. Спасти его могло только счастливое совпадение обстоятельств, и оно произошло. Предприятие купила группа инвесторов «Новое содружество» (Константин Бабкин, Дмитрий Удрас и Юрий Рязанов), технически грамотных специалистов, сумевших перезапустить Ростсельмаш, оснастить его передовым оборудованием, и за два десятилетия превратить в одно из ведущих предприятий мира в своей отрасли. К 2018 году продукцию Ростсельмаша можно было встретить уже в 35 странах мира.

Большое и важное направление для ростовских сельхозмашиностроителей – тракторы и спецтехника. Скоро к большим тракторам 2000-й и 3000-й серий добавится много новых моделей. Именно на их выпуске будет специализироваться новый завод в Ростове-на-Дону. Сборку тракторов мне показали на прежнем месте, а на новом – увидел вживую завершение строительных работ.

Сборка тракторов на прежнем месте. Ниже — про новое производство.

Сегодня с ростом интереса к российской технике завод из Ростова-на-Дону наращивает объемы выпуска техники, и как уже говорилось выше, расширяет производство. Я прошелся по новой территории, где скоро начнут собирать новые тракторы и спецтехнику – практически это еще один завод! Позволю себе немного поспойлерить, как говорят любители англицизмов: на новых мощностях будут выпускать не только обычные тракторы (пяти серий – с классической и шарнирно-сочлененной рамой с двигателями от 170 до 600 л.с),, но и дорожно-строительную технику, которой раньше на Ростсельмаше не занимались. Поэтому скоро мы увидим и погрузчики, и даже экскаваторы под этой маркой.

Новые производственные мощности. Когда делал фото, то стройка уже завершалась.

Не так давно начато производство техники на новой площадке Ростсельмаша в Таганроге (см. наш материал https://tehnoomsk.ru/archives/9637). Там, на территории бывшего ТагАЗа, разворачивают производство навесных и прицепных косилок, а также пресс-подборщиков, борон, культиваторов, посевных комплексов и прицепных опрыскивателей.

Территория, где в Ростове развернуто производство сегодня, поражает своими масштабами – здесь по внутренним улицам между огромными цехами ездят не только собранные комбайны и тракторы, но и сотни других машин – грузовики, электрокары, даже маршрутные микроавтобусы, перевозящие сотрудников.

На внутренних улицах на территории Ростсельмаша

Мне показали, как рождаются новые современные комбайны «Вектор», «Торум», «Акрос», Т500, «Нова», F2650. Сегодняшний комбайн это высокотехнологичная машина, в которой устанавливают, например, системы «РСМ Ночное видение» и «РСМ ОкАйДи». Первая облегчает работу в темное время суток, вторая – повышает безопасность, отслеживая самочувствие комбайнера. Во всех наших новых комбайнах немало современной электроники, систем обеспечения комфорта, это полностью конкурентная техника мирового уровня. Машины такого технологического уровня выпускают сегодня лишь в нескольких странах. В 2010-х годах взят курс на импортозамещение – комплектующих российского производства, в том числе заводской разработки, — в наших комбайнах с каждым годом всё больше. Уже вышли на те параметры, что так называемые «санкции» не являются проблемой.

Небольшое «лирическое» отступление. На заводе не раз был лично Президент России Владимир Путин. Интересовался, как живет коллектив, спрашивал о необходимых мерах поддержки для сельхозмашиностроения, изучал наглядно, как работает и меняется, растет Ростсельмаш.

Многоэтажный заводской склад комплектующих для выпускаемой техники поразил своими размерами и наполнением. То есть с запасными частями для покупателей проблем нет. Их оперативно отгружают, а развитая система представителей в регионах позволяет быстро доставить необходимое по назначению.

Многоэтажный заводской склад комплектующих для выпускаемой техники

Запчасти в красивой фирменной упаковке отправляются к заказчику
Организация всех производств у Ростсельмаша строится на современных принципах. Это продуманная логистика, распределение всех ресурсов по зонам в цехах и на территории, использование передовых обрабатывающих центров с ЧПУ, система контроля качества и многое другое. Работа на заводе ведется в комфортных условиях, а уровень оплаты труда конкурентный для нынешнего российского машиностроения. Также не забывают про социальные гарантии и поддержку молодежи. Всё вместе это дает отличный эффект – предприятие живое, на нем много сложных станков и новых производственных линий, а на них трудятся немало молодых сотрудников.
Правильная мотивация и постановка задач!

В цехах Ростсельмаша. Нет, машины всех людей не заменили, просто был обед)

Ростсельмаш уверенно смотрит в будущее, а его пример подтверждает хорошо известный в советской и российской технической сфере факт, что производство это многолетние проекты, требующие серьезного планирования и грамотного управления процессами.
Небольшое катание на новом тракторе РСМ 2400 по территории, в кабине.
Небольшое катание на тракторе РСМ 2400 по территории (оглянемся назад)
Небольшое катание на тракторе РСМ 2400 по территории. Экскурсия окончена!

Евгений Белкин, основатель и главный редактор медиаресурса «Техносфера. Россия»

Фото сделаны 10 октября 2023 года на территории завода «Ростсельмаш». Благодарю сотрудников предприятия и пресс-службы за возможность всё увидеть своими глазами и за организованную экскурсию!

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: