Объект 640 в качестве потенциального сменщика Т-80?
Осенью 2023 года стало известно о возможности возобновления серийного производства «с нуля» основного боевого танка Т-80 на Омском танковом заводе (Омсктрансмаш) – см. наш материал https://tehnoomsk.ru/archives/9476. Между тем, редакции ресурса «Техносфера. Россия» стало известно о появившемся на федеральном уровне предложении по возобновлению проекта по дальнейшему развитию танка Т-80, известному как «объект 640» («Черный орел», также в некоторых источниках «Т-80УМ2»). В пользу «объекта 640» приводятся такие аргументы как: высокая степень унификации с хорошо освоенной «восьмидесяткой», наличие построенного и сохранившегося после 1990-х годов опытного образца машины для отработки технических решений и конструкторской документации по нему. Чем еще хорош «шестьсот сороковой»?
От Т-80 «объект 640» отличается новой башней и удлиненным шасси (добавлена одна пара катков), при этом на первой версии перспективной машины использовалась та же серийная 125-мм пушка и серийно выпускаемый газотурбинный двигатель ГТД-1250 (мощностью 1250 л.с). При этом несостоявшийся сменщик «восьмидесятки» из Омска получился еще ниже – всего 1,8 метра (для сравнения у Т-14 «Армата» высота по крыше башни доходит до 2,7 метра, у Т-90М этот показатель составляет около 2,3 метра). Для «объекта 640» есть разработанный более мощный ГТД-1500 («изделие 39»), который при модернизации может пойти на и на Т-80. Также «объект 640» при желании можно оснастить 152-мм орудием, которое также на рубеже 1980-90-х годов было отработано на одном из Т-80 («объект 292»), что может быть сделано в случае дальнейшего развития проекта. Еще одно преимущество омского перспективного танка – экипаж в нем находится в корпусе ниже уровня башни и лучше защищен, чем в «восьмидесятке». Был создан и новый комплекс активной защиты («Дрозд-М» или «Дрозд-2»).
По факту запустить «шестьсот сороковой» в серию – достаточно выигрышный вариант на фоне всех остальных отечественных ОБТ (Т-72, Т-80 и Т-90). Если же говорить об «Армате», то, несмотря на высокие характеристики этой перспективной машины, она пока остается чем-то вроде тяжелого танка прорыва: объем производства этого дорогостоящего и очень крупного танка и машин на его базе будет всегда значительно меньше компактных и массовых ОБТ предыдущих поколений. Это не значит, что у Т-14 нет будущего, оно как раз вырисовывается, но не в виде сменщика всей нашей основной тройки Т-72/Т-80/Т-90.
Также стоит заметить, что возобновление серийного производства «с нуля» Т-80 и любой его модификации в Омске будет очень болезненно воспринято в Нижнем Тагиле, где расположен головной завод УВЗ. Ирония судьбы заключается в том, что в середине 2000-х годов Омсктрансмаш (в 1980-90-х годах конкурировавший с Уралвагонзаводом) присоединили к структуре УВЗ и хотели превратить в простой ремонтный завод (и даже не в ремонтный, а в несколько цехов по выпуску металлических изделий). Спас ситуацию здравый расчет, что кто-то все-таки должен будет заниматься глубокой модернизацией ранее выпущенных танков, тем более Т-80 с ГТД, которые Омску куда роднее уральских Т-72.
В 2023 году спецоперация позволила сделать выводы, что в стране нужно возвращать конкурентную среду в танкостроении, и успех Т-80БВМ на фронте говорит, что омские танки, мягко говоря, не хуже нижнетагильских. Мы не беремся утверждать, что идея с «объектом 640» пробьет различные препятствия, и наша армия получит Т-80 «следующего поколения» в ближайшие 2-3 года. Но согласитесь, реальное боевое использование военной техники вносит коррективы куда лучше, чем парады и выставки. Продолжаем следить за темой дальнейшего развития отечественного танкостроения. Впереди, судя по всему, нас ждет немало интересного.
Иллюстрации: вверху — 3D-макет «объекта 640» из российского Интернета, выдававшийся авторами в 2010-х годах за «Т-95» и «Т-14», внизу — подборка реальных фото «Объекта 640» во время его показов на полигоне под Омском на рубеже 1990-2000-х годов.