25.06.2015

Представлен новый гоночный КамАЗ …с капотом!

kamaz new 2015 2_0.jpg

Российская команда КАМАЗ-мастер удивила всех любителей автоспорта: показан самый необычный раллийный КамАЗ за всю историю наших гоночных грузовиков. На базе модели КамАЗ-4326 разработана новая машина, в конструкции которой появился капот, а вместе с ним совсем иная «начинка».

Почему появился капотный КамАЗ? Многие любители обсуждать такие новости на форумах уже заявили о том, что русские просто копируют европейцев. Но позвольте, КамАЗ и без того этих самых европейцев рвет в пух и прах на ралли Дакар каждый год. Так в чем же дело? Поговорим о конструктивных особенностях капотной компоновки и обратимся к первоисточнику – сайту нашей легендарной команды КАМАЗ-Мастер.

kamaz new2015_0.jpg

Как сообщает ресурс лучших в мире гонщиков на грузовиках, смещение центра масс к центру автомобиля улучшает маневренность автомобиля и обеспечивает преимущества при движении по извилистым скоростным участкам. Поскольку как для бескапотных, так и для капотных автомобилей предписания по расположению двигателя и коробки передач одинаковы и определяются расстоянием стыка двигателя с коробкой передач на расстоянии не более 1400 мм от передней оси, то смещение кабины с экипажем общей массой порядка 800 килограммов на полтора метра назад однозначно увеличивает нагрузку на заднюю ось до 55-56%. Разгрузка передней оси и большая нагрузка на заднюю ось существенно улучшают способности движения автомобиля по песку, способствуют более правильному приземлению при прыжках. Расположение водителя вблизи центра масс существенно улучшает контроль за поведением автомобиля, по сравнению с посадкой «на колесе». Сильнее всего данное преимущество проявляется на раллийных «ходовых» спецучастках, где контроль за поведением автомобиля и ориентация в пространстве играют большую роль. Благодаря размещению кабины практически в середине колесной базы, экипаж автомобиля капотной компоновки испытывает существенно меньшие вертикальные нагрузки и удары, чем экипаж бескапотного автомобиля, располагающегося непосредственно над передней осью.

Несмотря на описанную массу выгод, своих проблем новая компоновка добавила немало: разработчикам машины пришлось столкнуться с существенным изменением целого ряда систем и агрегатов автомобиля. В связи со смещением кабины назад, двигатель оказывается расположенным непосредственно под кабиной и в данной ситуации широкий V-образный двигатель, используемый КАМАЗом, просто не оставляет места в кабине для экипажа. Поэтому для автомобилей капотной компоновки может быть использован только рядный двигатель. Второй момент - автомобиль капотной компоновки, из-за смещения кабины назад не позволяет разместить теплообменники наддувочного воздуха отдельно от водяного радиатора, что требует серьёзного изменения всей схемы охлаждения. Третий пункт - доступность к двигателю и его системам для обслуживания и ремонта.

Чтобы не завязнуть во времени, КамАЗовские разработчики решили собрать первый «капотник» с максимальным использованием готовых узлов мировых производителей. Еще в 2013 году у Даймлера, постоянного партнера завода в Набережных Челнах, взяли конструкцию кабины типа Zetros. Начатые примерно в то же время, работы по собственному 6-цилиндровому двигателю с использованием технологий Либхерр находятся на финишной прямой – силовой агрегат появится на КамАЗах в 2016 году. Поэтому для опытной капотной машины взяли «сердце» Caterpillar у чехов из компании Buggyra. Шасси, естественно, неизменно русское, проверенное Дакарами – на основе КамАЗ-4326.

Понятно, что новый КамАЗ, каким бы он необычным не был, это опытный образец, демонстратор технологий, который сейчас начнут гонят без устали на всех полигонах и евразийских ралли-рейдах, чтобы понять, насколько все-таки «капотник» перспективнее «традиционного» грузовика. Увидим ли мы его на Дакаре-2016, создатели гоночного грузовика не сообщают. 

Нравятся наши материалы? Вы можете помочь проекту!

1