30.09.2010

Как китайцы Су-27 копировали

Недружественные действия совершили представители военно-промышленного комплекса КНР по отношению к российским партнерам. Китайская сторона объявила о начале программы по выпуску палубных самолетов J-15 и истребителей J-11B. Самолеты J-15 являются незаконной копией первой версии палубного варианта боевого самолета Су-27, на J-11B используются двигатели Су-27.

Между двумя странами в 2008 году было подписано соглашение "о защите интеллектуальной собственности в области военной техники". Однако, Китай не прекращал деятельность по копированию военной техники и после подписания российско-китайского соглашения. Подписывая соглашение российская сторона надеялась, что после подписания соглашения КНР будет по крайней мере информировать о скопированных образцах российских вооружений или выплачивать хоть какую-то компенсацию. Ни того, ни другого не произошло.

Российская сторона планирует разорвать соглашение с КНР на передачу технологий для производственных линий истребителя Су-27СК, так как нам стало известно, что поставляемые по нему авиационные двигатели уже устанавливаются на истребителях J-11B.

Это не первый случай, когда Китай подозревается в копировании российских технологий. В 2006 году Китай вел переговоры с Россией о покупке 48 истребителей Су-33, но позднее заказ был расторгнут, когда выяснилось, что китайцы пытаются копировать технологию. Ранее КБ «Сухого» уже обвиняло Китай в копировании истребителя Су-27СК. Возможно, придавая J-15 внешнее сходство с Су-33, Китай стремиться создать для него конкуренцию на внешнем рынке.

Вверху: "Нелицензионный" клон, созданный на базе одного из первых вариантов корабельной версии Су-27К - Су-33, купленного КНР у Украины в 2001 году. Первый полет - август 2010 года.

Внизу: Су-33, серийный корабельный истребитель российского ВМФ, Первый полёт прототипа Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлет и посадку «по-самолётному» на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В 90-х годах был доработан и принят на вооружение 31 августа 1998 года как Су-33 и является одним из основных самолётов авиации ВМФ России.

По мнению независимого военного эксперта Владислава Шурыгина, о полноценном копировании речи идти не может: "Информация о копировании является преувеличением. Ведь кроме чисто внешнего вида Китай ничего скопировать не смог. Они, конечно, могли использовать ряд лицензионных деталей, но по-хорошему, китайцам еще лет 5-10 надо доводить до ума полученную машину".

Нравятся наши материалы? Вы можете помочь проекту!

1